Информатика и ИКТ 10-11 класс ФГОС.pdf

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в действующей редакции)
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 05.03.2004г. (в
действующей редакции)
3. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г. (в действующей редакции)
4. Примерная программа основного общего образования по предмету «Информатика и ИКТ»
для образовательных учреждений
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No 253 от 31.03.2014г.
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. No 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
6. Образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ №10 р.п. Верхние
Серги
7. Календарный учебный график МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги
Для реализации ФК ГОС используется линия учебников под редакцией Семакина Е.Г. , Хеннер
Е.К. (соответствует перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ на 2015-2016 учебный год).
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине
мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря,
именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном
2

предмете информатики. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в
процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей
его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи,
т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание)
некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е.
«овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка
определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью
некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному
техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае
можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с
информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций
системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является
представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
3

• обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы
(типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
• систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
• заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
• сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Курс информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления:
"Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном
виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей
функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное
расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
฀ автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
฀ АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
฀ АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
฀ АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные
системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание
на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по
себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным
или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но
какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках
какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе
с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и
программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде
всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение
любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное
моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим
4

способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности
управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление
также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е.
системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих
систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное
моделирование и информационные основы управления.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Базовые понятия информатики и информационных технологий
Информация и информационные процессы
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен
информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор
способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность
дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения
информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация
личной информационной среды. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в
обществе, природе и технике.
Информационные модели и системы
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в
учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
5

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование
баз данных при решении учебных и практических задач.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Основы социальной информатики
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
10 – ый класс
Информация и информационные процессы (9 час)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные
взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный
подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования.
Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в
соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска.
Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации.
Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления
информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как
необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в
обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы
6

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Информационные модели ( 13 час)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения
моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм
как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как
подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной
связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем.
Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы
6. Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в
форме блок-схемы.
7. Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям
моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей.
Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по
его блок-схеме.
8. Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы ( 6 час)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы,
запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах
данных
Практическая работа
9. Информационные системы. СУБД.
7

Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной
базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде
системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы
управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 час)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных
объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Выбор
конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные и аппаратные
средства в различных видах профессиональной деятельности.
Практическая работа
10. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом
Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
11. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в
различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления.
Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Повторение (2ч)
Всего – 35 час.
11 –ый класс
Компьютерные технологии представления информации (8 час)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа
11. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и
звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной
системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление
целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (12 час)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации
текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии
работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных
областей) Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с гра8

фикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Базы данных. Системы
управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Практическая работа
12. Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование
средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и
форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной
презентации.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые
технологии) (10 час)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой
информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация
в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта
для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа
13. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету.Настройка модема.Настройка почтовой программы Outlook Expeess.
Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа
с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и
размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики ( 5 час)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная
безопасность. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
Всего – 35 час.
Тематическое планирование. (10 класс)
№

Общее название темы

1

Информация и
информационные процессы

2

Информационные модели

Колво
уроков

9

13

Практические работы, практикумы

Тематический контроль

Практическая работа Кодирование информации
Практическая работа «Измерение информации.»
Практическая работа Информационные процессы
Практическая работа Поиск
информации
Практическая работа Защита
информации
Практическая работа Моделирование и формализация

Тест Информация и
информационные
процессы

Контрольная работа по
теме «Информацион9

3
4

5

Информационные системы
Компьютер как
средство автоматизации информационных процессов
Повторение

Итого

Практическая работа Представление информации в форме
графа
Практическая работа Исследование моделей
Практическая работа Информационные основы управления
Практическая работа. Информационные системы. СУБД.
Практическая работа Компьютер и программное обеспечение
Практическая работа Представление информации в компьютере.

6
5

2

ные модели»

Тест Информационные системы

Итоговая контрольная работа за курс 10
класса

35
Тематическое планирование. (11 класс)

№ Общее название
темы
1

2

Компьютерные
технологии представления информации
12
Средства и технологии создания
и преобразования
информационных
объектов

Средства и технологии обмена
информацией с
помощью компьютерных сетей
(сетевые технологии)
4 Основы социальной информатики
Итого
3

КолПрактические работы, практиво
кумы
уроков
8
Практическая работа Представление информации в компьютере.

10

Практическая работа
Создание и преобразование
информационных объектов.
.
Практическая работа
Компьютерные сети.

5

Тематический контроль
Тест «Компьютерные
технологии представления информации»
Контрольная работа по
теме Средства и технологии создания и
преобразования информационных объектов

Годовая работа в форме
теста по материалам
ЕГЭ

35

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать
10

единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Критерии оценки устных ответов и практических работ (в случае использования стандартной
формы оценки знаний и умений учащихся)
Оценка

Теория

Практика

11

«Отлично»
«Хорошо»
«Удовлетворительно»
«Неудовлетворительно»

Полно раскрыл содержание материала в
объеме,
предусмотренном требованиями к уровню подготовки выпускников;
Изложил материал грамотным языком
в определенной логической последовательности, точно используя
терминологию и символику;
Правильно выполнил рисунки, схемы,
сопутствующие ответу;
Продемонстрировал усвоение изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость
используемых при ответе умений и
навыков;
Отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
Возможны одна- две неточности при
освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, которые ученик легко
исправил по замечанию учителя.
Удовлетворяет в основном требованиям
на отметку «5», но при этом имеет один
из недостатков:
В изложении допущены небольшие
пробелы, не исказившие содержание ответа;
Допущены один – два недочета при
освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
Допущены ошибки или два недочета
при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Неполно или непоследовательно раскрыть содержание материала, но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, отвечающие требованиям подготовки выпускников;
ны
ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные
после нескольких наводящих вопросов
учителя.
Не раскрыто основное содержание учебного материала;
ние учеником большей или наиболее
важной части учебного материала;

Выполнена полностью;
В логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
В решении нет ошибок (возможна одна
неточность, описка, не является следствием
незнания или непонимания
учебного материала);
Показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой
ситуации.

Выполнена полностью, но обоснования
шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
Допущены два недочета в выкладках, алгоритмах (если эти виды работы не являлись специальным объектом
проверки).

Ученик не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по
данной теме;
лее двух –трех недочетов при выполнении
задания, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.;
ла
выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

нятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителем.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
12

Процент выполнения задания
95% и более
80-94%%
66-79%%
менее 66%

Отметка
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

При выполнении практических заданий ставится отметка:
«Неудовлетворительно»
умений, наличие в работе нескольких грубых ошибок, устраняемых при дополнительных
(наводящих) вопросах учителя;
работы со значительными затруднениями в применении знаний и
умений, наличие в работе одной-двух грубых ошибок, устраняемых при дополнительных
(наводящих) вопросах учителя.
«Удовлетворительно»
-двумя существенными
ошибками, незначительные затруднения в применении отдельных знаний и умений;
-двумя существенными ошибками, устраняемыми при дополнительных (наводящих) вопросах учителя, незначительные затруднения в применении отдельных знаний и умений.
«Хорошо»
ний и умений в типичной ситуации с незначительной помощью учителя;
ой-двух несущественных
ошибок, самостоятельное применение знаний и умений в типичной ситуации;
ний в типичной ситуации.
«Отлично»
- за полное выполнение работы и свободное применение знаний и умений при выполнении заданий в незнакомой ситуации, наличие одной-двух несущественных ошибок при выполнении
работы, самостоятельно исправляемых учащимся;
- за полное, безукоризненное выполнение работы и свободное применение знаний и умений при
выполнении заданий в незнакомой ситуации, проявление познавательной активности.
Описание характера ошибок: Среди ошибок выделяются несущественные ошибки, существенные ошибки и грубые ошибки.
К несущественным относятся ошибки, которые не влияют на правильность ответа по теоретической части или выполнения практического задания: небрежное оформление, не самая рациональная запись.
Ошибку следует считать существенной, если она свидетельствует о недостаточном овладении
знаниями и умениями, определяемыми учебной программой, что чаще всего выражается в неполном раскрытии содержания или незавершенности отдельных этапов выполнения практического задания. К существенным относятся и ошибки, которые объясняются невнимательностью
или недосмотром. Отметка за ответ или выполнение задания может быть снижена до 50%. При
выполнении практического задания существенную ошибку следует считать несущественной,
если она допущена только в одной из нескольких аналогичных ситуаций. Ошибку следует считать грубой, если она свидетельствует о том, что учащийся не владеет знаниями и
умениями, определяемыми учебной программой: не умеет включить компьютер, запустить программу, загрузить файл. Отметка за ответ или выполнение задания может быть снижена до
90%.
Календарно-тематическое планирование составляется учителем на каждый учебный год.

13

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».