1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в действующей редакции)
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 05.03.2004г. (в
действующей редакции)
3. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 г. (в действующей редакции)
4. Примерная программа основного общего образования по предмету «Информатика и ИКТ»
для образовательных учреждений
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No 253 от 31.03.2014г.
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. No 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников».
6. Образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ №10 р.п. Верхние
Серги
7. Календарный учебный график МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги
Для реализации ФК ГОС используется линия учебников под редакцией Семакина Е.Г. , Хеннер
Е.К. (соответствует перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ на 2015-2016 учебный год).
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине
мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря,
именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном
2
предмете информатики. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в
процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей
его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи,
т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание)
некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е.
«овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка
определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью
некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному
техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае
можно говорить об информационной технологии решения задачи.
Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с
информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций
системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является
представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
3
• обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы
(типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
• систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
• заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
• сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Курс информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления:
"Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном
виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей
функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное
расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные
системы управления, операционная система как система управления компьютером).
С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание
на следующие моменты.
Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по
себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным
или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но
какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках
какой-либо системы.
Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе
с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и
программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде
всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение
любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное
моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим
4
способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности
управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление
также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е.
системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих
систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное
моделирование и информационные основы управления.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Базовые понятия информатики и информационных технологий
Информация и информационные процессы
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен
информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор
способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность
дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения
информации.
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация
личной информационной среды. Защита информации.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в
обществе, природе и технике.
Информационные модели и системы
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в
учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
5
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование
баз данных при решении учебных и практических задач.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
Основы социальной информатики
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.
10 – ый класс
Информация и информационные процессы (9 час)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные
взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный
подход к определению количества информации.
Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования.
Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в
соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска.
Критерии отбора.
Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации.
Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления
информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как
необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс.
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в
обществе, природе и технике.
Организация личной информационной среды.
Практические работы
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы
6
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации
Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Информационные модели ( 13 час)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения
моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм
как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как
подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной
связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем.
Самоорганизующиеся системы.
Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Практические работы
6. Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в
форме блок-схемы.
7. Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям
моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей.
Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по
его блок-схеме.
8. Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы ( 6 час)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).
Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы,
запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах
данных
Практическая работа
9. Информационные системы. СУБД.
7
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной
базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде
системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы
управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (5 час)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных
объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Выбор
конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные и аппаратные
средства в различных видах профессиональной деятельности.
Практическая работа
10. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом
Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
11. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в
различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления.
Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Повторение (2ч)
Всего – 35 час.
11 –ый класс
Компьютерные технологии представления информации (8 час)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа
11. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и
звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной
системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление
целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (12 час)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации
текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии
работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных
областей) Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с гра8
фикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Базы данных. Системы
управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Практическая работа
12. Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование
средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и
форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной
презентации.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые
технологии) (10 час)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой
информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация
в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.
Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта
для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа
13. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету.Настройка модема.Настройка почтовой программы Outlook Expeess.
Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа
с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и
размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
Основы социальной информатики ( 5 час)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная
безопасность. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
Всего – 35 час.
Тематическое планирование. (10 класс)
№
Общее название темы
1
Информация и
информационные процессы
2
Информационные модели
Колво
уроков
9
13
Практические работы, практикумы
Тематический контроль
Практическая работа Кодирование информации
Практическая работа «Измерение информации.»
Практическая работа Информационные процессы
Практическая работа Поиск
информации
Практическая работа Защита
информации
Практическая работа Моделирование и формализация
Тест Информация и
информационные
процессы
Контрольная работа по
теме «Информацион9
3
4
5
Информационные системы
Компьютер как
средство автоматизации информационных процессов
Повторение
Итого
Практическая работа Представление информации в форме
графа
Практическая работа Исследование моделей
Практическая работа Информационные основы управления
Практическая работа. Информационные системы. СУБД.
Практическая работа Компьютер и программное обеспечение
Практическая работа Представление информации в компьютере.
6
5
2
ные модели»
Тест Информационные системы
Итоговая контрольная работа за курс 10
класса
35
Тематическое планирование. (11 класс)
№ Общее название
темы
1
2
Компьютерные
технологии представления информации
12
Средства и технологии создания
и преобразования
информационных
объектов
Средства и технологии обмена
информацией с
помощью компьютерных сетей
(сетевые технологии)
4 Основы социальной информатики
Итого
3
КолПрактические работы, практиво
кумы
уроков
8
Практическая работа Представление информации в компьютере.
10
Практическая работа
Создание и преобразование
информационных объектов.
.
Практическая работа
Компьютерные сети.
5
Тематический контроль
Тест «Компьютерные
технологии представления информации»
Контрольная работа по
теме Средства и технологии создания и
преобразования информационных объектов
Годовая работа в форме
теста по материалам
ЕГЭ
35
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать
1. Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
2. Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать
10
единицы измерения информации.
3.Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;.
4. Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
5. Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
6. Назначение и функции операционных систем.
уметь
1. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
2. Распознавать информационные процессы в различных системах.
3. Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
4. Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
5. Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
6. Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
7. Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
8. Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
9. Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
10. Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. эффективной организации индивидуального информационного пространства;
2. автоматизации коммуникационной деятельности;
3. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Критерии оценки устных ответов и практических работ (в случае использования стандартной
формы оценки знаний и умений учащихся)
Оценка
Теория
Практика
11
«Отлично»
«Хорошо»
«Удовлетворительно»
«Неудовлетворительно»
Полно раскрыл содержание материала в
объеме,
предусмотренном требованиями к уровню подготовки выпускников;
Изложил материал грамотным языком
в определенной логической последовательности, точно используя
терминологию и символику;
Правильно выполнил рисунки, схемы,
сопутствующие ответу;
Продемонстрировал усвоение изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость
используемых при ответе умений и
навыков;
Отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
Возможны одна- две неточности при
освещении второстепенных вопросов
или в выкладках, которые ученик легко
исправил по замечанию учителя.
Удовлетворяет в основном требованиям
на отметку «5», но при этом имеет один
из недостатков:
В изложении допущены небольшие
пробелы, не исказившие содержание ответа;
Допущены один – два недочета при
освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
Допущены ошибки или два недочета
при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Неполно или непоследовательно раскрыть содержание материала, но показано общее понимание вопроса и
продемонстрированы умения, отвечающие требованиям подготовки выпускников;
ны
ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные
после нескольких наводящих вопросов
учителя.
Не раскрыто основное содержание учебного материала;
ние учеником большей или наиболее
важной части учебного материала;
Выполнена полностью;
В логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;
В решении нет ошибок (возможна одна
неточность, описка, не является следствием
незнания или непонимания
учебного материала);
Показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой
ситуации.
Выполнена полностью, но обоснования
шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось
специальным объектом проверки);
Допущены два недочета в выкладках, алгоритмах (если эти виды работы не являлись специальным объектом
проверки).
Ученик не справился с применением теории в новой ситуации, но выполнил задания обязательного уровня сложности по
данной теме;
лее двух –трех недочетов при выполнении
задания, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.;
ла
выявлена недостаточная сформированность
основных умений и навыков.
Допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
нятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителем.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
12
Процент выполнения задания
95% и более
80-94%%
66-79%%
менее 66%
Отметка
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
При выполнении практических заданий ставится отметка:
«Неудовлетворительно»
умений, наличие в работе нескольких грубых ошибок, устраняемых при дополнительных
(наводящих) вопросах учителя;
работы со значительными затруднениями в применении знаний и
умений, наличие в работе одной-двух грубых ошибок, устраняемых при дополнительных
(наводящих) вопросах учителя.
«Удовлетворительно»
-двумя существенными
ошибками, незначительные затруднения в применении отдельных знаний и умений;
-двумя существенными ошибками, устраняемыми при дополнительных (наводящих) вопросах учителя, незначительные затруднения в применении отдельных знаний и умений.
«Хорошо»
ний и умений в типичной ситуации с незначительной помощью учителя;
ой-двух несущественных
ошибок, самостоятельное применение знаний и умений в типичной ситуации;
ний в типичной ситуации.
«Отлично»
- за полное выполнение работы и свободное применение знаний и умений при выполнении заданий в незнакомой ситуации, наличие одной-двух несущественных ошибок при выполнении
работы, самостоятельно исправляемых учащимся;
- за полное, безукоризненное выполнение работы и свободное применение знаний и умений при
выполнении заданий в незнакомой ситуации, проявление познавательной активности.
Описание характера ошибок: Среди ошибок выделяются несущественные ошибки, существенные ошибки и грубые ошибки.
К несущественным относятся ошибки, которые не влияют на правильность ответа по теоретической части или выполнения практического задания: небрежное оформление, не самая рациональная запись.
Ошибку следует считать существенной, если она свидетельствует о недостаточном овладении
знаниями и умениями, определяемыми учебной программой, что чаще всего выражается в неполном раскрытии содержания или незавершенности отдельных этапов выполнения практического задания. К существенным относятся и ошибки, которые объясняются невнимательностью
или недосмотром. Отметка за ответ или выполнение задания может быть снижена до 50%. При
выполнении практического задания существенную ошибку следует считать несущественной,
если она допущена только в одной из нескольких аналогичных ситуаций. Ошибку следует считать грубой, если она свидетельствует о том, что учащийся не владеет знаниями и
умениями, определяемыми учебной программой: не умеет включить компьютер, запустить программу, загрузить файл. Отметка за ответ или выполнение задания может быть снижена до
90%.
Календарно-тематическое планирование составляется учителем на каждый учебный год.
13
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)