Рабочая программа Речь и культура общения 9 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 пгт. Верхние Серги
Рассмотрено на заседании
ШМО
протокол №__
от ___________

Согласовано:
заместитель директора
по УВР
___________Н.Н.Пильникова

Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ № 10
пгт. Верхние Серги
__________М.В.Округина
Приказ №____ от ___.08.2023

Рабочая программа по предмету
«Речь и культура общения»
Основное общее образование
(для 9 класса)

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Логико-риторические, композиционные и выразительные параметры ситуативно
уместного текста всех видов: описания, повествования, рассуждения, смешанного типа.
Риторические
средства
воплощения
авторского
замысла
в
описательных,
повествовательных
и
описательно-повествовательных
текстах.
Риторические
характеристики авторского замысла. Риторические характеристики текста – рассуждения и
текстов, включающих различные типы речи.
Комплексный анализ письменного
стилистические аспекты.

монологического

текста:

риторические

и

Логические основания содержания авторского текста: основная мысль, основной тезис,
идея текста, исполнительское мастерство. Структура и композиция текста. Речевое
оформление текста: языковые стилистические и риторические средства.
Комплексный анализ как средство, способствующее глубокому и верному пониманию
авторского замысла текста.
Интерпретация авторского текста на основе его анализа и создание собственных
аналитических текстов. Технология создания и анализа ситуативно уместного текста,
создание собственных аналитических текстов, рецензии на художественный текст,
сочинения на литературную тему.
Рецензия на прочитанный текст как жанр, уместный в научной и публицистической сферах
общения. Жанровые требования к рецензии. Виды рецензий. Авторская позиция в тексте
рецензии. Учёт особенностей адресата.
Сочинение на литературную тему как учебное упражнение, вид аналитического текста,
уместный в научно-учебной сфере общения. Виды тем литературных сочинений: темапонятие, тема-суждение, тема-вопрос. Понятие о проблемности сочинения. Композиция
сочинения. Этапы работы над сочинением. Логограф как один из способов работы над
сочинением.
Восприятие устного текста.
Роль слушания в процессе общения. Компоненты культуры слушания в ситуации
непосредственного общения. Логические основы восприятия устной речи.
Эффективное диалогическое общение. Ведение беседы и спора. Познавательнодеятельностное освоение особенностей диалогических жанров риторики как способа
общения в беседе и споре.
Беседа как тип диалога. Виды беседы. Особенности бытовой беседы. Жанр светской
беседы. Беседа в деловой сфере общения. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Виды споров. Речевое поведение участников спора. Подбор аргументов «за» и «против» к
одному тезису. Опровержение аргументов оппонента.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по предмету Речь и культура общения на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами речевого
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения курса на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в анализируемых текстах, написанных на
русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из анализируемых текстов, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в анализируемых текстах,
уважение к символам России, государственным праздникам, Историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение, поступки и
речь других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциального поведения, в т.ч. речевого,

свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение, использование бранных слов и выражений) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
(далее – Интернет) в образовательном процессе;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из анализируемых текстов, написанных на русском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
общеобразовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, ораторов, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки (в т.ч. речевой) их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с анализируемыми
текстами, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков, стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности и взаимном общении новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации,
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса Речь и культура общения на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные
результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания при анализе текстов
разных типов речи;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического анализа текста;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
предмету Речь и культура общения:
Риторические умения, формируемые при восприятии устного текста
Применять в процессе слушания приемы психологического настраивания на данный вид
речевой деятельности.
Следовать этикетным правилам слушания
В соответствии с прогнозом авторской позиции и целевых установок Говорящего, а также
пониманием собственных целевых установок воспринимать в первую очередь логикориторическую основу устного текста: его основную мысль, логику ее раскрытия, «не
тонуть» в собственных и авторских эмоциях, уважать свой и чужой авторский замысел.
Соотносить эмоциональное и рациональное в воспринимаемом тексте в соответствии с
собственными целевыми установками, т.е. выстраивать свои осознанные приоритеты в
воспринимаемом содержании.
Риторические умения, формируемые при комплексном анализе текста
Целостно и системно анализировать логико-риторические, композиционные и
выразительные параметры текста, помогающие автору воплотить свою авторскую позицию
(авторское отношение к выбранной теме, поставленной проблеме и идее текста).
Целостно анализировать систему авторских целей: коммуникативную (характер
убеждения), донесение авторской позиции с учетом сферы общения и ситуации восприятия
текста: логико-риторические, композиционные и выразительные параметры текста,
позволяющие интерпретировать авторские целеустановки.
Целостно интерпретировать авторскую концепцию текста (в единстве целей и авторской
позиции): логико-риторические, композиционные и выразительные параметры исходного
текста, позволяющие сделать названную интерпретацию.
Целостно и системно интерпретировать логико-риторические, композиционные и
выразительные средства исходного текста, помогающие автору прямо воздействовать на
ум, волю и чувства адресата (средства речевого воздействия).

Целостно интерпретировать авторский замысел исходного текста как единство его
содержательной концепции и средств речевого воздействия
Риторические умения, формируемые при интерпретации авторского текста и
создании собственного аналитического текста
На основе целостного и системного комплексного риторического анализа текста уметь
сформулировать и словесно оформить свою интерпретацию (концепцию, свое понимание)
авторского замысла этого текста (темы - интересующей проблемы - интересующей идеи).
На основе целостного и системного комплексного анализа текста сформировать и
сформулировать авторский замысел собственного аналитического текста (рецензии,
сочинения), систему целевых установок рецензента/автора сочинения
При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать систему доводов, аргументирующих
концепцию автора аналитического текста, оформив их в виде логизированной (логической)
модели исходного текста в смысловых рамках интересующей проблемы и идеи.
При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать
иллюстрирующие доводы автора аналитического текста.

необходимые

примеры,

При создании текста рецензии/сочинения осознанно осуществлять собственную
риторическую деятельность по этапам риторического канона: а) изобрести систему логикориторических параметров рецензии/сочинения, найти композиционное решение текста и
выбрать способы его речевого оформления, учитывая необходимость корректного
воздействия на адресата; разумно сочетать эмоциональные и рациональные приемы
убеждения/объяснения истинности интерпретации исходного текста рецензентом/автором
сочинения.
Риторические умения, формируемые при освоении диалогического общения (в беседе
и споре)
В позиции Говорящего понимать и по возможности четко сформулировать свои свой
авторский замысел диалога (авторское видение целей, его логико-риторические основы,
хода и целевые установки, свой авторский замысел диалога (авторское видение целей, его
логико-риторические основы, хода и результата диалога) и способы риторически
корректного речевого воздействия на адресата.
В позиции Говорящего прогнозировать целеустановки Слушающего, понимать их
приоритетность, значимость для Говорящего.
В позиции Говорящего при необходимости уметь корректировать свой первоначальный
«сценарий» диалога по параметрам речевого события.
В позиции Слушающего понимать и по возможности четко формулировать свои
целеустановки, свой авторский замысел диалога (его логико-риторические основы, ход и
результат диалога).
В позиции Слушающего понимать и по возможности четко сформулировать свое
понимание целеустановок, авторского замысла (прежде всего логико-риторической
основы) и средств речевого воздействия, выбранных Говорящим.
В позиции Слушающего при необходимости уметь корректировать свой первоначальный
прогноз («сценарий») диалога по параметрам речевого события.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».