Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 пгт. Верхние Серги Рассмотрено на заседании ШМО протокол №__ от ___________ Согласовано: заместитель директора по УВР ___________Н.Н.Пильникова Утверждаю: Директор МКОУ СОШ № 10 пгт. Верхние Серги __________М.В.Округина Приказ №____ от ___.08.2023 Рабочая программа по предмету «Речь и культура общения» Основное общее образование (для 9 класса) 2023г. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Логико-риторические, композиционные и выразительные параметры ситуативно уместного текста всех видов: описания, повествования, рассуждения, смешанного типа. Риторические средства воплощения авторского замысла в описательных, повествовательных и описательно-повествовательных текстах. Риторические характеристики авторского замысла. Риторические характеристики текста – рассуждения и текстов, включающих различные типы речи. Комплексный анализ письменного стилистические аспекты. монологического текста: риторические и Логические основания содержания авторского текста: основная мысль, основной тезис, идея текста, исполнительское мастерство. Структура и композиция текста. Речевое оформление текста: языковые стилистические и риторические средства. Комплексный анализ как средство, способствующее глубокому и верному пониманию авторского замысла текста. Интерпретация авторского текста на основе его анализа и создание собственных аналитических текстов. Технология создания и анализа ситуативно уместного текста, создание собственных аналитических текстов, рецензии на художественный текст, сочинения на литературную тему. Рецензия на прочитанный текст как жанр, уместный в научной и публицистической сферах общения. Жанровые требования к рецензии. Виды рецензий. Авторская позиция в тексте рецензии. Учёт особенностей адресата. Сочинение на литературную тему как учебное упражнение, вид аналитического текста, уместный в научно-учебной сфере общения. Виды тем литературных сочинений: темапонятие, тема-суждение, тема-вопрос. Понятие о проблемности сочинения. Композиция сочинения. Этапы работы над сочинением. Логограф как один из способов работы над сочинением. Восприятие устного текста. Роль слушания в процессе общения. Компоненты культуры слушания в ситуации непосредственного общения. Логические основы восприятия устной речи. Эффективное диалогическое общение. Ведение беседы и спора. Познавательнодеятельностное освоение особенностей диалогических жанров риторики как способа общения в беседе и споре. Беседа как тип диалога. Виды беседы. Особенности бытовой беседы. Жанр светской беседы. Беседа в деловой сфере общения. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Виды споров. Речевое поведение участников спора. Подбор аргументов «за» и «против» к одному тезису. Опровержение аргументов оппонента. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по предмету Речь и культура общения на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами речевого поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения курса на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в анализируемых текстах, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из анализируемых текстов, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в анализируемых текстах, уважение к символам России, государственным праздникам, Историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение, поступки и речь других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциального поведения, в т.ч. речевого, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение, использование бранных слов и выражений) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет) в образовательном процессе; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из анализируемых текстов, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, общеобразовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, ораторов, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки (в т.ч. речевой) их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с анализируемыми текстами, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков, стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности и взаимном общении новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса Речь и культура общения на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания при анализе текстов разных типов речи; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического анализа текста; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Совместная деятельность понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по предмету Речь и культура общения: Риторические умения, формируемые при восприятии устного текста Применять в процессе слушания приемы психологического настраивания на данный вид речевой деятельности. Следовать этикетным правилам слушания В соответствии с прогнозом авторской позиции и целевых установок Говорящего, а также пониманием собственных целевых установок воспринимать в первую очередь логикориторическую основу устного текста: его основную мысль, логику ее раскрытия, «не тонуть» в собственных и авторских эмоциях, уважать свой и чужой авторский замысел. Соотносить эмоциональное и рациональное в воспринимаемом тексте в соответствии с собственными целевыми установками, т.е. выстраивать свои осознанные приоритеты в воспринимаемом содержании. Риторические умения, формируемые при комплексном анализе текста Целостно и системно анализировать логико-риторические, композиционные и выразительные параметры текста, помогающие автору воплотить свою авторскую позицию (авторское отношение к выбранной теме, поставленной проблеме и идее текста). Целостно анализировать систему авторских целей: коммуникативную (характер убеждения), донесение авторской позиции с учетом сферы общения и ситуации восприятия текста: логико-риторические, композиционные и выразительные параметры текста, позволяющие интерпретировать авторские целеустановки. Целостно интерпретировать авторскую концепцию текста (в единстве целей и авторской позиции): логико-риторические, композиционные и выразительные параметры исходного текста, позволяющие сделать названную интерпретацию. Целостно и системно интерпретировать логико-риторические, композиционные и выразительные средства исходного текста, помогающие автору прямо воздействовать на ум, волю и чувства адресата (средства речевого воздействия). Целостно интерпретировать авторский замысел исходного текста как единство его содержательной концепции и средств речевого воздействия Риторические умения, формируемые при интерпретации авторского текста и создании собственного аналитического текста На основе целостного и системного комплексного риторического анализа текста уметь сформулировать и словесно оформить свою интерпретацию (концепцию, свое понимание) авторского замысла этого текста (темы - интересующей проблемы - интересующей идеи). На основе целостного и системного комплексного анализа текста сформировать и сформулировать авторский замысел собственного аналитического текста (рецензии, сочинения), систему целевых установок рецензента/автора сочинения При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать систему доводов, аргументирующих концепцию автора аналитического текста, оформив их в виде логизированной (логической) модели исходного текста в смысловых рамках интересующей проблемы и идеи. При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать иллюстрирующие доводы автора аналитического текста. необходимые примеры, При создании текста рецензии/сочинения осознанно осуществлять собственную риторическую деятельность по этапам риторического канона: а) изобрести систему логикориторических параметров рецензии/сочинения, найти композиционное решение текста и выбрать способы его речевого оформления, учитывая необходимость корректного воздействия на адресата; разумно сочетать эмоциональные и рациональные приемы убеждения/объяснения истинности интерпретации исходного текста рецензентом/автором сочинения. Риторические умения, формируемые при освоении диалогического общения (в беседе и споре) В позиции Говорящего понимать и по возможности четко сформулировать свои свой авторский замысел диалога (авторское видение целей, его логико-риторические основы, хода и целевые установки, свой авторский замысел диалога (авторское видение целей, его логико-риторические основы, хода и результата диалога) и способы риторически корректного речевого воздействия на адресата. В позиции Говорящего прогнозировать целеустановки Слушающего, понимать их приоритетность, значимость для Говорящего. В позиции Говорящего при необходимости уметь корректировать свой первоначальный «сценарий» диалога по параметрам речевого события. В позиции Слушающего понимать и по возможности четко формулировать свои целеустановки, свой авторский замысел диалога (его логико-риторические основы, ход и результат диалога). В позиции Слушающего понимать и по возможности четко сформулировать свое понимание целеустановок, авторского замысла (прежде всего логико-риторической основы) и средств речевого воздействия, выбранных Говорящим. В позиции Слушающего при необходимости уметь корректировать свой первоначальный прогноз («сценарий») диалога по параметрам речевого события.