Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 пгт. Верхние Серги
Рассмотрено на заседании
ШМО
протокол №__
от ___________
Согласовано:
заместитель директора
по УВР
___________Н.Н.Пильникова
Утверждаю:
Директор МКОУ СОШ № 10
пгт. Верхние Серги
__________М.В.Округина
Приказ №____ от ___.08.2023
Рабочая программа по предмету
«Речь и культура общения»
Основное общее образование
(для 9 класса)
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Логико-риторические, композиционные и выразительные параметры ситуативно
уместного текста всех видов: описания, повествования, рассуждения, смешанного типа.
Риторические
средства
воплощения
авторского
замысла
в
описательных,
повествовательных
и
описательно-повествовательных
текстах.
Риторические
характеристики авторского замысла. Риторические характеристики текста – рассуждения и
текстов, включающих различные типы речи.
Комплексный анализ письменного
стилистические аспекты.
монологического
текста:
риторические
и
Логические основания содержания авторского текста: основная мысль, основной тезис,
идея текста, исполнительское мастерство. Структура и композиция текста. Речевое
оформление текста: языковые стилистические и риторические средства.
Комплексный анализ как средство, способствующее глубокому и верному пониманию
авторского замысла текста.
Интерпретация авторского текста на основе его анализа и создание собственных
аналитических текстов. Технология создания и анализа ситуативно уместного текста,
создание собственных аналитических текстов, рецензии на художественный текст,
сочинения на литературную тему.
Рецензия на прочитанный текст как жанр, уместный в научной и публицистической сферах
общения. Жанровые требования к рецензии. Виды рецензий. Авторская позиция в тексте
рецензии. Учёт особенностей адресата.
Сочинение на литературную тему как учебное упражнение, вид аналитического текста,
уместный в научно-учебной сфере общения. Виды тем литературных сочинений: темапонятие, тема-суждение, тема-вопрос. Понятие о проблемности сочинения. Композиция
сочинения. Этапы работы над сочинением. Логограф как один из способов работы над
сочинением.
Восприятие устного текста.
Роль слушания в процессе общения. Компоненты культуры слушания в ситуации
непосредственного общения. Логические основы восприятия устной речи.
Эффективное диалогическое общение. Ведение беседы и спора. Познавательнодеятельностное освоение особенностей диалогических жанров риторики как способа
общения в беседе и споре.
Беседа как тип диалога. Виды беседы. Особенности бытовой беседы. Жанр светской
беседы. Беседа в деловой сфере общения. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Виды споров. Речевое поведение участников спора. Подбор аргументов «за» и «против» к
одному тезису. Опровержение аргументов оппонента.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по предмету Речь и культура общения на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами речевого
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения курса на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в анализируемых текстах, написанных на
русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из анализируемых текстов, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в анализируемых текстах,
уважение к символам России, государственным праздникам, Историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение, поступки и
речь других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциального поведения, в т.ч. речевого,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение, использование бранных слов и выражений) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
(далее – Интернет) в образовательном процессе;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из анализируемых текстов, написанных на русском языке,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
общеобразовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, ораторов, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки (в т.ч. речевой) их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с анализируемыми
текстами, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред,
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков, стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям
других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности и взаимном общении новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации,
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса Речь и культура общения на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные
результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом
самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания при анализе текстов
разных типов речи;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического анализа текста;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной
монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративного материала.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных
эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по
предмету Речь и культура общения:
Риторические умения, формируемые при восприятии устного текста
Применять в процессе слушания приемы психологического настраивания на данный вид
речевой деятельности.
Следовать этикетным правилам слушания
В соответствии с прогнозом авторской позиции и целевых установок Говорящего, а также
пониманием собственных целевых установок воспринимать в первую очередь логикориторическую основу устного текста: его основную мысль, логику ее раскрытия, «не
тонуть» в собственных и авторских эмоциях, уважать свой и чужой авторский замысел.
Соотносить эмоциональное и рациональное в воспринимаемом тексте в соответствии с
собственными целевыми установками, т.е. выстраивать свои осознанные приоритеты в
воспринимаемом содержании.
Риторические умения, формируемые при комплексном анализе текста
Целостно и системно анализировать логико-риторические, композиционные и
выразительные параметры текста, помогающие автору воплотить свою авторскую позицию
(авторское отношение к выбранной теме, поставленной проблеме и идее текста).
Целостно анализировать систему авторских целей: коммуникативную (характер
убеждения), донесение авторской позиции с учетом сферы общения и ситуации восприятия
текста: логико-риторические, композиционные и выразительные параметры текста,
позволяющие интерпретировать авторские целеустановки.
Целостно интерпретировать авторскую концепцию текста (в единстве целей и авторской
позиции): логико-риторические, композиционные и выразительные параметры исходного
текста, позволяющие сделать названную интерпретацию.
Целостно и системно интерпретировать логико-риторические, композиционные и
выразительные средства исходного текста, помогающие автору прямо воздействовать на
ум, волю и чувства адресата (средства речевого воздействия).
Целостно интерпретировать авторский замысел исходного текста как единство его
содержательной концепции и средств речевого воздействия
Риторические умения, формируемые при интерпретации авторского текста и
создании собственного аналитического текста
На основе целостного и системного комплексного риторического анализа текста уметь
сформулировать и словесно оформить свою интерпретацию (концепцию, свое понимание)
авторского замысла этого текста (темы - интересующей проблемы - интересующей идеи).
На основе целостного и системного комплексного анализа текста сформировать и
сформулировать авторский замысел собственного аналитического текста (рецензии,
сочинения), систему целевых установок рецензента/автора сочинения
При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать систему доводов, аргументирующих
концепцию автора аналитического текста, оформив их в виде логизированной (логической)
модели исходного текста в смысловых рамках интересующей проблемы и идеи.
При работе с текстом рецензии/сочинения подобрать
иллюстрирующие доводы автора аналитического текста.
необходимые
примеры,
При создании текста рецензии/сочинения осознанно осуществлять собственную
риторическую деятельность по этапам риторического канона: а) изобрести систему логикориторических параметров рецензии/сочинения, найти композиционное решение текста и
выбрать способы его речевого оформления, учитывая необходимость корректного
воздействия на адресата; разумно сочетать эмоциональные и рациональные приемы
убеждения/объяснения истинности интерпретации исходного текста рецензентом/автором
сочинения.
Риторические умения, формируемые при освоении диалогического общения (в беседе
и споре)
В позиции Говорящего понимать и по возможности четко сформулировать свои свой
авторский замысел диалога (авторское видение целей, его логико-риторические основы,
хода и целевые установки, свой авторский замысел диалога (авторское видение целей, его
логико-риторические основы, хода и результата диалога) и способы риторически
корректного речевого воздействия на адресата.
В позиции Говорящего прогнозировать целеустановки Слушающего, понимать их
приоритетность, значимость для Говорящего.
В позиции Говорящего при необходимости уметь корректировать свой первоначальный
«сценарий» диалога по параметрам речевого события.
В позиции Слушающего понимать и по возможности четко формулировать свои
целеустановки, свой авторский замысел диалога (его логико-риторические основы, ход и
результат диалога).
В позиции Слушающего понимать и по возможности четко сформулировать свое
понимание целеустановок, авторского замысла (прежде всего логико-риторической
основы) и средств речевого воздействия, выбранных Говорящим.
В позиции Слушающего при необходимости уметь корректировать свой первоначальный
прогноз («сценарий») диалога по параметрам речевого события.