Обществознание 10-11 класс ФГОС.pdf

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание (включая экономику и право)» для 10-11 классов
разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в действующей редакции)
2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 05.03.2004г. (ред. от 23.06.2015)
3. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки № 1312 от
09.03.2004 г. в действующей редакции
4. Примерная программа среднего общего образования по предмету «Обществознание (включая экономику и право)»
для образовательных учреждений
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки от 8 июня 2015 г. No 576 «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников».
5. Образовательная программа среднего общего образования МКОУ СОШ №10 р.п. Верхние Серги
6. Календарный учебный график МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги
7. Учебный план среднего общего образования МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги
Основой послужила примерная программа среднего общего образования по обществознанию на базовом
уровне, авторская программа «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. (М.: Просвещение,
2009).
Общая характеристика учебного предмета

2

Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию (включая экономику и
право)» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек
в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые
объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности,
совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые
нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и
демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к
основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наря ду с
этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии,
литературы и др. Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания (включая Экономику и Право)
обучающимися 10-11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем,
распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Цели
Изучение «Обществознания (включая экономику и право)» на базовом уровне среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом
регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения

3












4

типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и
гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или
самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую)
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в 10 классе и 70 часов в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация
объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально
одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации
из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный
ряд и др.).

отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной
информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой
информации;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового
характера;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями
прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с
использованием мультимедийных технологий;

пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической
деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование
этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или
будущей профессиональной деятельности.


Результаты обучения
В результате освоения содержания среднего
общего образования учащийся получает возможность
совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими

5

умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым
условием развития и социализации учащихся.

Содержание
Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры.
МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды
человеческих знаний. Мировоззрение. ФИЛОСОФИЯ. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. Понятие истины, ее
критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Религия. Искусство. Мораль. Право.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ИЗМЕНЕНИЯ. Понятие общественного прогресса. ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Общество и человек перед лицом
угроз и вызовов XXI века.
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. РЫНОЧНЫЕ
СТРУКТУРЫ. ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ. Постоянные и переменные затраты. Основные
источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. ФОНДОВЫЙ РЫНОК. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

6

Мировая экономика. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
Глобальные
экономические
проблемы.
ОСОБЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ
ЭКОНОМИКИ
РОССИИ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных
норм. Социальный контроль. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. Молодежь как социальная группа, особенности
молодежной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ. СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология
политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Политические партии и
движения. Средства массовой информации в политической системе общества. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.
Политический процесс, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Избирательная кампания в
Российской Федерации.
Человек в системе общественных отношений
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в
юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. ЦЕННОСТИ И
НОРМЫ. МОТИВЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЛЮДЕЙ В
УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Политическое участие. Политическое лидерство.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность,
альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
7

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности. Имущественные права. ПРАВО НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. НАСЛЕДОВАНИЕ.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И
НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности
административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.








8

Опыт познавательной и практической деятельности
работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая
ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников,
формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из
реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах
и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально
одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах,
дебатах о современных социальных проблемах;

написание творческих работ по социальным дисциплинам.



Тематическое планирование.
Тематический план.
10 класс
(70 часов, из расчета по 2 учебных часа в неделю)
№
п/п

Разделы, темы

Количество
часов

Практические
работы,
семинары,
экскурсии

Тематический контроль

ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И
16
8
2
ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ
2
52
25
3
ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
3
Опыт познавательной и практической деятельности 33 ч в течение года
4
Резерв
2
итого
70

1.

9

Тематический план.
11 класс
(70 часов, из расчета по 2 учебных часа в неделю)
№
п/п

Разделы, темы

Количество
часов

ПРАВОВОЕ
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ 33
ОТНОШЕНИЙ

Практические
работы,
семинары,
экскурсии

Тематический контроль

10

3

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ
17
8
2
ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ
3
18
9
2
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
4
Опыт познавательной и практической деятельности 27 ч в течение года
5
резерв
2
итого
70
2

10

Тематическое планирование по обществознанию (включая Экономику и Право)
10 класс
№
урока
1

2
3

4
5
6

7

8

11

Общее название тем,
Элементы обязательного минимума содержания
уроков
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Человек как результат
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
биологической и
Происхождение и природа человека. Основные теории происхождения
социокультурной
человека. Теория антропогенеза. Науки о человеке
эволюции
Мышление и
Мышление и деятельность. Познавательная деятельность человека
деятельность
Свобода и
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Деятельность человека:
необходимость в
основные характеристики Структура деятельности и ее мотивация.
человеческой
Многообразие деятельности. Свобода и ответственность. Единство свободы и
деятельности
ответственности личности
Потребности и
Потребности и интересы
интересы
Философия. Проблема
ФИЛОСОФИЯ.
ПРОБЛЕМА
ПОЗНАВАЕМОСТИ
МИРА.
Многообразие
познаваемости мира
человеческого знания
Наука. Основные
Основные особенности научного мышления. Естественные и социальноособенности научного
гуманитарные науки. Понятие истины, ее критерии. Наука. Наука в
современном обществе. Этика науки
мышления.
Понятие истины и её
Понятие истины, ее критерии. Роль общественно-исторической практики в
критерии
процессе познания. Истина относительная и абсолютная. Уровни и методы
познания
Естественные и
Естественные и социально-гуманитарные науки.

12

социальногуманитарные науки
Виды человеческих
знаний
Мировоззрение
Контрольная работа
«Человек и познание
окружающего мира»
Понятие культуры

13

Многообразие культур

14

Религия. Искусство

15

Мораль. Право

16

Повторение по разделу
«ЧЕЛОВЕК КАК
ТВОРЕЦ И
ТВОРЕНИЕ
КУЛЬТУРЫ»
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Системное строение
Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Особенности
общества: элементы и
социальной системы. Основные сферы общественной жизни. Основные
подсистемы
институты общества.
Основные институты
Основные институты общества
общества

9
10
11

17

18

12

Виды человеческих знаний. Мировоззрение. ФИЛОСОФИЯ. ПРОБЛЕМА
ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. Естественные и социально-гуманитарные науки
Виды человеческих знаний. Мировоззрение

Понятие культуры. Культура и духовная жизнь общества . МНОГООБРАЗИЕ
КУЛЬТУР. Массовая и элитарная культуры
Понятие культуры. МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР Массовая и элитарная
культуры

Религия. Религиозное и светское сознание. Религиоведение. Искусство. Особенности
искусства. Виды искусства. Эстетическая культура
Мораль. Система моральных регуляторов. Категории, принципы, нормы морали. Право.
Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль.

19

20

21

22

23
24

25
26

27
28
29
30

13

Социальное
взаимодействие
и
общественные
отношения.
Многовариантность
общественного
развития
Эволюция и революция
как формы социального
изменения
Понятие
общественного
прогресса
Процессы
глобализации
Общество и человек
перед лицом угроз и
вызовов XXI века
Повторение по теме
«Строение общества»
Экономика и
экономическая наука
Факторы производства
и факторные доходы
Спрос и предложение
Рыночные структуры
Политика защиты

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальное
поведение и социализация личности. Социальные интересы. Социальная
мобильность, социальная стратификация. Социальный конфликт. Социальные
нормы и отклоняющееся поведение
Многовариантность общественного развития. Современные теории
общественного развития. Теории цивилизационного развития. Целостность и
противоречивость современного мира
ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ .
Модернизация. Закон ускорения развития
Понятие общественного прогресса. Прогресс и регресс. Понятие и сущность
модернизации. Проблемы общественного прогресса
ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Глобализация человеческого общества. Что такое

глобализация.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Целостность и
противоречивость современного мира

Экономика и экономическая наука. Экономика как подсистема общества.
Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества.
Экономика и политика. Экономическая культура
Факторы производства и факторные доходы.
Спрос и предложение. Экономические отношения и интересы
РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ
ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ

31

32

33
34
35
36
37
38
39
40

14

конкуренции и
антимонопольное
законодательство
Экономические и
бухгалтерские
издержки и прибыль
Постоянные и
переменные затраты.
Основные источники
финансирования
бизнеса
Акции, облигации и
другие ценные бумаги
Фондовый рынок
Основные принципы
менеджмента
Основы маркетинга

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Экономика и политика

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ.

Постоянные и переменные затраты.

Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие
ценные бумаги.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА.
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА.

Банковская система.
Банковская система. Финансовые институты.
Финансовые институты
Виды, причины и
Виды, причины и последствия инфляции
последствия инфляции
Рынок труда
Рынок труда. Безработица и ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ЗАНЯТОСТИ. Культура труда

Безработица и
государственная
политика в области

Рынок труда. Безработица и ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ

ЗАНЯТОСТИ.

41

42

43

44
45
46

47

48

49

15

занятости
Роль государства в
экономике.
Общественные блага.
Внешние эффекты
Налоги, уплачиваемые
предприятиями.
Государственный
бюджет.
Государственный долг.
Понятие ВВП
Экономический рост и
развитие
Экономические циклы
Основы денежной и
бюджетной политики
государства
Мировая экономика.
Государственная
политика в области
международной
торговли
Глобальные
экономические
проблемы.
Особенности

Роль государства в экономике Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоги. Экономика и политика
Налоги, уплачиваемые предприятиями. Организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской деятельности Права и обязанности
налогоплательщиков.
Государственный бюджет. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ.
ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

Мировая

экономика.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА
В
ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Глобальные экономические проблемы.

Глобальные экономические проблемы.
ОСОБЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ

ЭКОНОМИКИ

РОССИИ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

50

51

52

53

Политическая система

54

58

Государство, его
функции.
Типология
политических режимов
Демократия, ее
основные ценности и
признаки
Гражданское общество
и государство
Политическая элита

59

Особенности

55
56

57

16

современной
экономики
России.
Экономическая
политика РФ
Контрольная работа
«Экономическая
сфера»
Обобщение по теме
«Экономическая
сфера»
Политика как
общественное явление.
Понятие власти

ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Экономическая свобода и социальная

ответственность

Политика как общественное явление. Понятие власти. Политика и власть.
Политические отношения
Избирательная кампания в Российской Федерации.
Политическая система. Структура и функции политической системы
Политическая сфера и политические интересы.
Государство, его функции. Государство в политической системе
Политический режим. Типология политических режимов. Демократические
перемены в России
Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и
государство. Правовое государство. Избирательная система. Демократические
перемены в России
Гражданское общество и государство. Правовое государство
Политическая элита, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ. Политическая культура
Политическая элита, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

60
61
62

63

формирования
политической элиты в
современной России
Политические партии и
движения
Политическая
идеология
Средства массовой
информации в
политической системе
общества.
Политический процесс

РОССИИ

Политические партии и движения. Демократические выборы и политические
партии. Многопартийность и партийные системы
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ . Политическая культура
Средства массовой информации в политической системе общества

Политический процесс. Сущность политического процесса. Политическое
участие. Политическая культура ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.

64

65

66

67

17

Особенности
Политический процесс, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
политического
процесса в Российской
Федерации
Избирательная
Избирательная кампания в Российской Федерации. Типы избирательных
кампания
в систем
Российской Федерации
Контрольная
работа
«Политическая сфера
жизни общества»
Повторение по разделу
«ОБЩЕСТВО КАК
СЛОЖНАЯ
ДИНАМИЧЕСКАЯ

68
69
70

СИСТЕМА»
Итоговое повторение
резерв
резерв

Тематическое планирование по Обществознанию (включая экономику и право)
11 класс
№

1

2
3

4
5

18

Название тем, уроков
ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Право в системе
социальных норм
Система российского
права
Законотворческий
процесс в Российской
Федерации
Гражданство в
Российской Федерации
Право как важнейший
регулятор жизни

Элементы обязательного минимума содержания

Право в системе социальных норм. Система российского права.
подходы к пониманию права.

Современные

Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской
Федерации
Право в системе социальных норм. Система российского права.

6

7

8
9

10

11
12

13

14

19

общества
Законодательство
Российской Федерации о
выборах
Воинская обязанность,
альтернативная
гражданская служба
Права и обязанности
налогоплательщиков
Право на благоприятную
окружающую среду и
способы его защиты
Экологические
правонарушения

Законодательство Российской Федерации о выборах. Избирательная кампания в
Российской Федерации.
Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Экологическое право.Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Экологическое право.Право на благоприятную окружающую среду и способы его
защиты. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Субъекты гражданского
права
Организационноправовые формы и
правовой режим
предпринимательской
деятельности
Имущественные права

Субъекты гражданского права. Гражданские правоотношения.

Право на
интеллектуальную

ПРАВО НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.

Субъекты гражданского права. . Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности Права и обязанности налогоплательщиков.
Налоги, уплачиваемые предприятиями
Гражданские

правоотношения.

Имущественные

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.
ИМУЩЕСТВЕННЫХ прав

права.

НАСЛЕДОВАНИЕ.

ПРАВО
НА
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ

15
16

17

18
19

20

21

22

23
24

20

собственность
Наследование
Неимущественные
права:
честь,
достоинство, имя.
Способы
защиты
имущественных
и
неимущественных прав
Обобщение по теме
«Гражданское право»
Порядок и условия
заключения и
расторжения брака
Правовое регулирование
отношений супругов

НАСЛЕДОВАНИЕ.

Неимущественные

права:

честь, достоинство, имя.
НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ. Мораль. Ценности и нормы

СПОСОБЫ

ЗАЩИТЫ

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ .

Семейное право. Семья и брак. Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов.
Семейное право.Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности
супругов. Права и обязанности детей и родителей. Семья и брак

Правила
приема
в Профессиональное образование. Правила приема в образовательные учреждения
образовательные
профессионального образования. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО
учреждения
профессионального
образования
Порядок оказания
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.
платных
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ .
образовательных услуг
Занятость и
Трудовые правоотношения. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО. Государственная
трудоустройство
политика в области занятости
Порядок приема на
Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Рынок
работу, заключения и
труда.

25

26
27

28

29
30

31

32

33

21

расторжения трудового
договора
Правовые основы
социальной защиты и
социального
обеспечения
Споры, порядок их
рассмотрения
Основные правила и
принципы гражданского
процесса
Особенности
административной
юрисдикции
Особенности уголовного
процесса.
Конституционное
судопроизводство

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ .

Социальные группы. Социальная стратификация

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Участники гражданского
процесса.
Основные правила и принципы гражданского процесса. Процессуальное право.
Процессуальное право. Административная юрисдикция. Основные правила и
принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Процессуальное право. Основные принципы и участники процесса . Особенности
уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Судебное производство.
КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО. Основные принципы. Основные стадии
конституционного судопроизводства.

Контрольная
работа
«Судопроизводство
в
РФ»
Международная защита Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
прав
человека
в Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав
условиях мирного и человека. Международные преступления и правонарушения.
военного времени.
Повторение по разделу
«Правовое

37

регулирование
общественных
отношений»
ОБЩЕСТВО КАК
СЛОЖНАЯ
ДИНАМИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
Социальные отношения
Социальные группы
Социальная
стратификация
Социальный конфликт

38
39

Виды социальных норм
Социальный контроль

40
41

Социальная мобильность
Социальное
взаимодействие
Молодежь
как Социальные группы.. Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура.
социальная
группа, Оособенности молодежной субкультуры.
особенности
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
молодежной
субкультуры
Этнические общности
Нации и межнациональные отношения. Национальное самосознание.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты,
пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в
Российской Федерации.

34
35
36

42

43

22

Социальные отношения. Социальные взаимодействия. Социальный конфликт.
Социальные отношения. Социальные группы.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация.
Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль.
Виды социальных норм. Социальный контроль.
Социальные отношения.
Социальный контроль. Отклоняющееся поведение.
Преступность.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ . Социальные процессы в современной России.
Социальные отношения. Социальные взаимодействия.

44

45

46

Межнациональные
отношения,
этносоциальные
конфликты, пути их
разрешения
Конституционные
принципы национальной
политики в Российской
Федерации
Семья и брак

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты,
пути их разрешения. Национализм. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации. Межнациональное сотрудничество в
современном мире.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Национальная политика.
Семья как социальный институт. Функции семьи. Тенденции развития
современной России
Семья и брак. Семья в современном обществе.
Семья как социальный институт.

семьи в

47

Проблема неполных
семей

48

Современная
демографическая
ситуация в Российской
решении проблем семьи.
Федерации
Религиозные
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Права
объединения и
религиозных организаций. Современные проблемы религиозных организаций и
организации в
объединений. Проблемы поддержания религиозного мира.
Российской Федерации
Контрольная
работа
«Социальная
сфера
общества»
ЧЕЛОВЕК В
СИСТЕМЕ

49

50

23

ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ. СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Тенденции развития семьи в современной России . СОВРЕМЕННАЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Роль государства в

51

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

62

24

ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Общественное и
индивидуальное
сознание.
Социализация индивида
Социальная роль.
Социальные роли в
юношеском возрасте
Духовная жизнь человека
Самосознание индивида
и социальное поведение
Ценности и нормы
Мотивы и предпочтения
Свобода и
ответственность
Отклоняющееся
поведение и его типы
Общественная
значимость и
личностный смысл
образования
Знания, умения и навыки
людей в условиях
информационного
общества

Сущность и особенности общественного сознания.Общественное и индивидуальное
сознание. Структура общественного сознания. Свобода и ответственность.
Социализация индивида.
Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные роли в юношеском возрасте
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение.
ЦЕННОСТИ И НОРМЫ
Самосознание индивида и социальное поведение.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение.
ЦЕННОСТИ И НОРМЫ. Социальные нормы
Духовная жизнь человека. Ссоциальное поведение. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность
Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА.

63

64

Рациональное
экономическое
поведение собственника,
работника, потребителя,
семьянина, гражданина
Человек в политической
жизни

66

Политическая
психология и
политическое поведение
Политическое участие.

67

Политическое лидерство

68

Повторение по разделу
«ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ
ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ»
резерв

65

6970

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя,
семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политическое сознание. Идеология. Современные
политические идеологии.
Политический процесс, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
И
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ПОВЕДЕНИЕ.
Политическая психология. Многообразие форм политического поведения Средства
массовой информации и политическое сознание.
Политическое
участие.
Многообразие
форм
политического
поведения.
Политическое лидерство. Регулирование политического поведения.
Политическое
лидерство.
Политическая
элита,
ОСОБЕННОСТИ
ЕЕ
ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Роль политического лидера.
Типы лидерства.

Планируемые результаты

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
25

знать/понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в
системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных
институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового
регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;
уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и
гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема,
таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых,
научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

26

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по
актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными
институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным
положением.
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе
которых лежат знания по данному учебному предмету













27

28

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».