География ФГОС 5-9 класс.pdf

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5-9 классов разработана с учётом нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (в действующей редакции);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 декабря 2010 г. № 1897 в действующей редакции);
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию; Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. No 1/15);
4. Примерная программа основного общего образования по географии для образовательных учреждений;
5. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ №10 р.п. Верхние Серги;
6. Календарный учебный график МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги;
7. Учебный план основного общего образования МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги;
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в
том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Основная цель предмета географии в системе общего образования — познание многообразия современного
географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и
формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения,
оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к
условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а так - же экологически грамотного
поведения в окружающей среде.
Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает:
• понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития
общества и отдельной личности;
• формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы
личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантност
• приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой
деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;

• формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать
информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования.
Общая характеристика учебного предмета «География»
География в основной школе — учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и
социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об
особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к
географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от
локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую
картину;
• познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и
иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения
охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира;
• понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической,
экономической и социальной жизни России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с
природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население,
хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
• понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного
интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
• формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения —
280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с учебным планом предмету географии на ступени основного общего образования предшествует
предмет «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии
данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических
закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе
представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «география»
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов,
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
1) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего
и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
2) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности
в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования
являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной
и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий;
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как
компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального
природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического
мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватности
ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли
как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и
в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения
количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических
параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков
международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для
объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей
среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или
решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета «География»
5-6 класс
Раздел « Географическое познание нашей планеты».
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности
планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел «Земля как планета Солнечной системы».
Тема «Планета Земля»
Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и
жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий
движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел «Изображение земной поверхности»
Тема «План местности»
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы
определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности,
маршрутная и полярная съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности
неровностей земной поверхности: горизонтали, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности
человека.
Тема «Глобус и географическая карта - модели земной поверхности»
Глобус-модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и
карте (географические полюсы, меридианы и параллели, тропики и полярные круги). Географические координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты
как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности
человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Раздел « Геосферы Земли»
Тема «Литосфера»
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения

земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние
процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные
природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана.
Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека
рельефа в произведениях искусства.
Тема «Гидросфера»
Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность
вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение
Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и
характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин.
Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя
мерзлота. Ледники —
источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и
использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Тема «Атмосфера»
Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха.
Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное
давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки.
Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты.
Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и
фольклоре.

Тема «Почвенный покров»
Почва и её образование. Плодородие почвы.
Тема «Биосфера»
Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность
их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов.
Охрана органического мира. Красная книга.
Тема «Географическая оболочка Земли»
Взаимосвязи и взаимовлияние земных оболочек: литосферы, гидросферы, атмосферы. Биосферы и почвенного покрова.
Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка - самый большой
природный комплекс. Состав и строение географической оболочки. Человек как часть географической оболочки.
Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.
7 класс

Введение
Какую географию изучают в 7 классе. Источники географической информации, их разнообразие. Географическая карта особый источник географических знаний. Многообразие географических карт. Способы картографического
изображения. Составление перечня источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по
разным признакам. Географические описания, комплексные характеристики.
Раздел «Современный облик планеты Земля»
Тема «Геологическая история Земли»
Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Материки и части света. Материки
Старого и Нового света. Понятие «географическое положение»; его влияние на формирование природы территории.
Особенности географического положения каждого материка и океана. Определение географического положения
материка, моря, своей местности.
Тема «Географическая среда и человек»
Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда». Основные свойства географической оболочки и её
закономерности. Пространственная не однородность и её причины. Разнообразие природы Земли. Территориальные
комплексы: природные, природно-антропогенные и антропогенные. Составление списка примеров различных
территориальных комплексов. Пограничные области суши и океана — особые природные комплексы. Зональные и
азональные природные комплексы суши и океана. Понятие «природная зона». Смена природных комплексов на

равнинах суши, в горах и в океане. Выявление по картам географической зональности природы на Земле. Составление
характеристики природной зоны своей местности и её изменений под влиянием деятельности людей. Понятия
«широтная зональность»
и «вертикальная поясность» на суше и в океане. Человечество — часть географической оболочки. Изменения
географической оболочки под воздействием деятельности человека.
Раздел «Население Земли»
Тема «Освоение Земли человеком»
Территории наиболее древнего освоения. Численность населения Земли. Изменение численности на селения во времени.
Методы определения численности населения, переписи населения. Прогнозы изменения численности населения Земли.
Анализ графика изменения численности на селения во времени, определение изменений в темпах роста населения мира.
Тема «Рост численности населения Земли»
Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их
качественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст
на селения стран и продолжительность жизни. Решение задач на вычисление рождаемости, смертности, естественного
прироста населения. Миграции.
Тема «Размещение людей на Земле»
Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения. Карта плотности на селения Земли. Не
равномерность размещения населения мира; главные области расселения. Определение по карте плотности населения
наиболее и наименее заселённые территории суши. Факторы, влияющие на размещение на селения по материкам,
климатическим областям, природным зонам, по удалённости от океанов. Объяснение причин, влияющих на плотность
населения.
Тема «Народы и религии мира»
Понятие «этнос». Языковые семьи. География на родов и языков. Крупнейшие этносы. Малые народы. Карта народов
мира. Миграции этносов. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а так
же путей исторических и современных миграций. Мировые и национальные религии, их география. Материальная и
духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Культурноисторические регионы мира. Памятники всемирного культурного наследия. Многообразие стран, их основные типы.
Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной
деятельности людей, их география. Показ на карте крупнейших стран мира и определение по карте основных видов
хозяйственной деятельности.
Тема «Городское и сельское население»

Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поседений.
Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города.
Городские агломерации. Определение и показ на карте самых больших городов мира. Деятельность людей в этих
странах.
Раздел «Главные особенности природы Земли»
Тема «Литосфера и рельеф»
Типы земной коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы, их
движение и взаимодействие. Срединно-океанические хребты: местоположение, размеры, происхождение. Ложе океанов.
Переходные зоны между материками и океанами: континентальный шельф, склон. Сложные переходные зоны окраин
Тихого океана. Глубоководные желоба, причины их формирования. Платформы и складчатые пояса. Карта строения
земной коры. Чтение карты строения земной коры, космических и аэрофотоснимков с целью установления связи между
строением земной коры и размещением крупнейших и крупных форм рельефа. Сейсмические пояса Земли.
Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы. Выявление закономерностей распространения
землетрясений и вулканизма на Земле.
Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы. Общие черты в
строении рельефа «южных» и «северных» материков. Сравнение рельефа двух материков с выявлением при чин
сходства и различий. Изменения рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Преобразование рельефа в
результате хозяйственной деятельности, антропогенные формы рельефа. Закономерности размещения на материках
месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Различия в рельефе и
минеральных ресурсах от дельных материков. Природные памятники литосферы материков.
Тема «Климат и воды»
Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках. Неравномерность
их рас пре деления на земной поверхности, влияние на жизнь и деятельность человека. Климатообразующие факторы.
Объяснение роли каждой группы климатообразующих факторов в формировании климатов Земли. Типы воз душных
масс; условия их формирования и свойства. Зависимость свойств от особенностей земной поверхности районов
формирования. Составление характеристики основных типов воздушных масс. Причины перемещения воз душных масс.
Крупные постоянные ветры тропосферы. Климат, его основные показатели. Климатические карты. Изотермы. Чтение
климатических карт для характеристики климата территории и оценивание климатических условий для жизни человека.
Анализ климатических диаграмм. Климатические пояса и области; закономерности их размещения. Особенности
климатов «южных» и «северных» материков. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация
человека к климатическим особенностям территории, средства за щиты от неблагоприятных воздействий. Особенности

жизни в экстремальных климатических условиях. Оценивание климата какого-либо материка для жизни населения.
Мировой океан — главная часть гидросферы. Особенности природы. Причины поверхностных течений, их значение для
природы Земли. Роль Океана в формировании климатов Земли, в хозяйственной деятельности
людей. Выявление зональности в распределении водных масс, температуры и солёности вод Мирового океана. Воды
суши. Общая характеристика внутренних вод континентов, зависимость их от рельефа и климата. Закономерности
питания и режима вод суши. Черты сходства и различия вод материков. Описание по карте территорий с густой речной
сетью, районов распространения ледников, озёр, болот. География «речных цивилизаций». Водные ресурсы материков,
их размещение и качество. Сравнение и оценивание обеспеченности материков внутренними водами.
Изменения вод под влиянием хозяйственной деятельности, рациональное использование вод. Природные памятники
гидросферы. Обсуждение проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема «Растительный и животный мир материков»
Проявление закона географической зональности в размещении живых организмов на Земле. Зональные типы почв
материков. Понятие «природная зона». Особенности растительности, почв и животного мира основных природных зон
материков.
Составление характеристики одной из природных зон с установлением связей между компонентами зоны. Сравнение
лесных зон в пределах северных материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Культурные растения и
домашние животные. Сохранение человеком расти тельного и животного мира Земли. Выявление по картам
антропогенных изменений природы зон. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны.
Тема «Самые крупные природные комплексы Земли - материки и океаны»
Особенности природы и населения «южных» материков. Особенности природы и населения «северных» материков.
Определение сходства и различий в географическом положении групп матери ков, а так же в рельефе, климате и других
компонентах природы. Установление природных богатств материков и составление их оценки. Океаны. Число океанов
на Земле. Географическое положение каждого из океанов. Особенности природы океанов. Проявление зональности,
природные пояса.
Минеральные и органические ресурсы океанов, их значение и хозяйственное
использование. Морской транспорт, порты и каналы. Источники загрязнения вод океанов. Экологические проблемы и
пути их решения. Моделирование на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других
функций океана.
Раздел «Материки и страны».
Тема «Африка»

Определение географического положения материка и его влияния на природу. Особенности природы материка.
Составление характеристики компонентов природы Африки. Составление характеристики населения материка
(численность, плотность, этнический состав). Политическая карта материка и ее изменения во времени. Группировка
стран Африки по различным признакам. Деление континента на крупные природно-хозяйственные и историкокультурные регионы. Страны Северной Африки. Египет и Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия и
Конго (Киншаса). Составление образного описания и характеристики одной из стран материка. Страны Восточной
Африки. Эфиопия и Замбия. Установление отличий природы стран Восточной Африки от природы стран других
регионов материка. Страны Южной Африки. ЮАР и Мадагаскар. Определение по картам основных видов
хозяйственной деятельности населения стран одного из регионов.
Тема «Австралия и Океания»
Особенности природы материка. Причины особенностей компонентов природы материка. Оценивания природных
богатств Австралии. Население. Сравнение природы и населения Австралии и Африки. Выявление причин изменения
природы Австралии. Составление сравнительной характеристики
природы, населения и его хозяйственной
деятельности двух регионов Австралии. Австралия-страна-материк. Океания. Состав региона. Природа и люди.
Тема «Южная Америка»
Особенности природы материка. Объяснение причин особенностей природных компонентов материка. Сравнение
природы Южной Америки с природой Африки и Австралии. Оценивания природных богатств материка. Население
континента. Составление характеристики населения, особенностей его материальной и духовной культуры. Историкокультурный регион Латинская Америка. Политическая карта Южной Америки. Группировка стран по различным
признакам. Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина. Страны Анд. Венесуэла. Перу. Чили. Составление
комплексной характеристики одной из стран континента.
Тема «Антарктида»
Особенности природы Антарктиды. Объяснение причин особенностей природы материка. Освоение Антарктики
человеком.
Международный статус материка. Влияние Антарктики на природу Земли.
Особенности освоения человеком «Южного» океана. Достижения географической науки в изучении южной полярной
области планеты. Определение целей изучения южной полярной области Земли и составление проекта использования
природных богатств материка в будущем.
Тема «Северная Америка»
Влияние географического положения на природу материка. Особенности природы материка. Определение
закономерностей размещения на материке основных природных богатств. Население. Выявление и объяснение

специфики этнического состава населения Канады, США и Мексики. Историко-культурная область Северной
(Англосаксонской) Америки. Канада. Соединенные Штаты Америки. Страны Средней Америки. Мексика. Куба.
Составление характеристики хозяйственной деятельности одной из стран. Показ на карте больших городов стран
континента, различение их по географическому положению и функциям.
Тема «Евразия»
Оценивание влияния географического положения на природу материка. Особенности природы Евразии. Население
материка. Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам. Историко-культурные регионы материка:
Европейская культурная область, Индийская, Китайская, или Восточно-Азиатская, Индо-китайская, Российскоевроазиатский регион. Страны Северной Европы: Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания. Описание видов
хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане. Страны Западной Европы:
Великобритания, Германия, Франция. Сравнение природы, природных богатств стран Западной Европы; установление
по карте размещения отраслей хозяйства по территории стран. Страны Восточной Европы: Поль ша, Белоруссия,
Украина, Молдавия, дунайские страны. Сравнение и оценивание географического положения стран Восточной
Европы.
Страны Южной Европы: Италия. Объяснение по картам особенностей природы стран Южной Европы. Показ на карте
больших городов стран
Европы, определение их функций. Страны Юго-Западной Азии. Турция, Грузия, Азербайджан, Армения. Группировка
стран Юго-западной Азии по различным признакам. Страны Южной Азии. Индия. Составление по картам и тексту
учебника комплексной характеристики Индии. Страны Центральной и Восточной Азии. Казахстан и страны Средней
Азии. Монголия. Ки тай. Моделирование на контурной карте основных видов хозяйственной деятельности населения и
крупных городов Ки тая. Япония. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Составление комплексной характеристики
од ной из стран Юго-Восточной Азии.
Раздел «Природа Земли и человек»
Географическая оболочка как среда жизни человека. Природа — основа жизни людей. Объяснение причин изменений
характера взаимодействия человека и природы во времени. Природные условия и ресурсы. Виды при родных ресурсов.
Описание видов природных ресурсов по происхождению и принадлежности к какому-либо компоненту природы.
Моделирование на контурной карте основных видов природных богатств материков и океанов. Взаимодействие
природы и человека в прошлом и настоящем на континентах, в океанах, отдельных странах. Рациональное и
нерациональное природопользование. Составление таблицы с примерами рационального и не рационального
природопользования на материках и в странах мира. Изменение при роды в планетарном, региональном и локальном
масштабах. Источники загряз нения окружающей среды. Составление описания местности, в которой школьник провёл

летние каникулы, выявление её геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей
среды, а так же памятников природы и культуры.
Сохранение качества окружаю щей среды. Проблема устойчивого развития природ ной среды. Необходимость
международного сотрудничества в использовании и охра не природы Земли. Роль географической науки в рациональном
использовании природы. Методы географической науки: наблюдения, описательные и сравнительные методы.
Картографический метод. Статистический, исторический и полевой методы. Аэрокосмические и другие дистанционные
методы. Применение новейших методов исследования. Изучение природы на Земле.
8-9 класс
Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География России»
Раздел «Географическое положение и формирование государственной территории России»
Тема «Географическое положение России»
Понятие «географическое положение». Особенности географического положения России, виды и уровни
географического положения: природно-географическое, экономикой - и транспортно-географическое; геокультурное,
этнокультурное, эколого-географическое. Отрицательные и положительные аспекты географического положения
страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Понятие «государственная территория Российской
Федерации». Состав государственной территории: суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство
и недра. Виды и типы государственных границ РФ. Особенности и значение сухопутных
и морских границ.
Государственное устройство и территориальное деление РФ. Различия во времени на территории России. Понятия
«местное время» и «поясное время». Декретное время. Роль в хозяйстве и жизни людей.
Тема «История заселения, освоения и исследования территории России»
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами.
Военные и торговые походы славян в IX–XI вв. Русские княжества в XII–XIII вв., путешествия и открытия новгородцев.
Московское государство в XIV–XVI вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация.
Географические открытия и освоение Сибири в XVII в. Территориальные изменения в XVIII–XIX вв. Заселение и
хозяйственное освоение территории Росси в XVIII–XIX вв. Географические исследования и открытия на территории
России в XVIII–XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. Освоение Арктики. Со
временные географические исследования; методы получения, обработки, передачи и представления географической
информации.
Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»

Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования ее территории. Геологическое
летоисчисление, геологическая карта. Основные геологические структуры (платформы и области складчатости), Их
отображение на тектонической карте. Крупнейшие равнины и горы. Зависимость размещения форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на территории России. Минеральные ресурсы страны и
проблемы из рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.
Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере.
Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком.
Тема «Климат и агроклиматические ресурсы»
Факторы формирования климата на территории страны. Понятие «солнечная
радиация». Радиационный баланс. Типы воздушных масс; циркуляция атмосферы. Понятия «атмосферный фронт»,
«циклон», «антициклон». Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая
карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы
страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного
воздуха от загрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации
человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов
передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»
Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства
России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Зависимость рек от
рельефа и климата. Понятия «годовой сток», «падение рек» и «уклон рек». Основные показатели жизни рек: понятие
«режим реки», межень, паводок, половодье. Густо та речной сети. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота.
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на
территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с
водами.
Раздел «Население России»
Человеческий потенциал главное богатство страны. Численность населения России, её динамика. Понятие «естественное
движение населения». Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменение. Половой и возрастной состав
населения. Демографические проблемы в России. На роды России. Основные языковые семьи и группы, их размещение.
Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения и география

основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география. Особенности урбанизации в
России. Понятие «агломерация». Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны.
Социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах. Географические особенности расселения
сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы
малых городов и сёл. Понятие «миграция». Причины, типы и направления миграций населения на территории России.
Влияние истории заселения и хозяйственного освоения территории России, природных условий и современных
миграций на географические особенности современного размещения населения. Основная полоса расселения, зона
Севера. Понятия «экономически активное население» и «трудовые ресурсы». Неравномерность в обеспечении
трудовыми ресурсами различных территорий страны, роль в развитии и размещении хозяйства. Перераспределение
числа занятых в различных отраслях и сферах хозяйства. Проблема занятости населения и пути её решения. Показатели,
характеризующие качество населения. Проблема формирования и эффективного функционирования человеческого
капитала.
Раздел «Хозяйство России».
Тема «Общая характеристика хозяйства России»
Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства».
Особенности отраслевой структуры хозяйства России.
Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие «межотраслевой комплекс». Условия и
факторы размещения предприятий. Понятие «территориальная структура хозяйства». Особенности территориальной
структуры хозяйства России.
Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Место и роль
хозяйства России в современной мировой экономике.
Раздел « География отраслей и межотраслевых комплексов»
Тема « Топливно-энергетический комплекс»
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливноэнергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Понятие «топливноэнергетический баланс». Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа.
Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных
угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Электроэнергетика. Основные
типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса.
ТЭК и проблемы окружающей среды.
Тема «Металлургический комплекс»

Конструкционные материалы. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми
комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Черная
металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий черной металлургии и факторы
их размещения. География черной металлургии России. Цветная металлургия: отраслевой состав, значение отрасли.
Факторы размещения предприятий. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых цветных металлов на
территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей
среды.
Тема «Химико-лесной комплекс»
Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы
размещения предприятий химико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса,
отраслевой состав и основные факторы размещения предприятий
Лесная промышленность: география лесных ресурсов, отраслевой состав, факторы размещения предприятий.
Лесопромышленные комплексы. География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и
лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и
окружающая среда.
Тема «Машиностроительный комплекс»
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Особенности
технологического процесса. Факторы и особенности размещения предприятий машиностроительного комплекса.
География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности
размещения предприятий основных отраслей оборонно-промышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития
комплекса. Машиностроительный комплекс и окружающая среда.
Тема «Агропромышленный комплекс»
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы
размещения и типы предприятий АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и
пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения земледелия и животноводства.
Пищевая и легкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и
перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.
Тема «Инфраструктурный комплекс»
Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми
комплексами. Особенности разных видов транспорта. Понятие «транспортная система. Важнейшие транспортные
магистрали и узлы на территории страны. Показатели работы транспорта. Понятия «грузооборот», «пассажирооборот»

Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России. География сухопутного, водного и других видов
транспорта. Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны, размещение.
Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение в хозяйстве, диспропорции в размещении, перспективы
развития. Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.
Тема «Экологический потенциал России»
Окружающая среда. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы в России. Экологический
потенциал России, его региональное и глобальное значение. Рациональное использование природных ресурсов,
мониторинг экологической ситуации, концепция устойчивого развития.
Раздел «Природно-хозяйственные регионы России»
Тема «Принципы выделения регионов на территории страны»
Понятие «районирование». Виды районирования территории России. Различия территории по условиям и степени
хозяйственного освоения. Зона Севера и основная зона расселения и хозяйственного освоения. Крупные природнохозяйственные регионы на территории страны: Центральная Россия, Европейский Север. Северо-Западный,
Поволжский, Европейский Юг, Уральский, Западно-сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный регионы.
Тема «Общая комплексная характеристика Европейской части России»
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части
России.
Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Тема «Центральная Россия»
Состав региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности
региона.
Центральная Россия – историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского
государства.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: равнинность территории, неравномерность
размещения полезных ископаемых, благоприятных климатических условий для жизни человека и развития земледелия,
наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов.
Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской), лесные и реакционные.
Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Крупные города и городские
агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурноисторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов. Концентрация в регионе научно -

производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких производствах
возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры.
Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Социальные,
экономические и экологические проблемы региона. Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.
Тема «Европейский север»
Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитического и соседского положения на
особенности развития региона на разных исторических этапах.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, богатство минеральными
ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними
водами, неблагоприятные условия для развития земледелия. Различия природных условий и ресурсов КольскоКарельского и Двинско-Печорского Севера. Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности,
расселение населения региона. Города региона.
Специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургия, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и
проблемы развития портового хозяйства. Потенциал региона для развития туристско-экскурсионного хозяйства.
Экономические, социальные и экологические проблемы.
Тема «Северо-Западный регион»
Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в
осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области.
Особенности природы и природы и природные факторы
развития территории Северо-Запада: чередование
низменностей и возвышенностей, следы древнего оледенения, влияние приморского положения на умеренность
климата, избыточное увлажнение богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов.
Новгородская Русь-район древнего заселения. Старинные русские города-культурно-исторические и туристические
центры.
Высокая плотность и преобладание городского населения. Санкт-Петербург - северная столица России, его роль в жизни
региона.
Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства.
Отрасли специализации разных областей района: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК,
туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства. Свободная экономическая
зона «Янтарь» и ее перспективы.
Экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Тема «Поволжский регион»

Состав региона. Географическое положение в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.
Основные черты природы и природные факторы развития территории: разнообразие рельефа, возрастание
континентальности климата, разнообразие природных зон, плодородие почв. Волга - природная ось региона. Природные
ресурсы региона: агроклиматические, почвенные,
водные, гидроэнергетические, минеральные. Благоприятные природные условия для жизни и хозяйственной
деятельности населения. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Многонациональный и многоконфессиональный
состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и
территориальной организации хозяйства. Волжские города - миллионники и крупные города. Современная
специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и
агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного
хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона.
Основные экономические, социальные и экологические
проблемы.
Тема «Европейский Юг»
Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и
заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата,
особенностей внутренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на восток и с подъёмом в горы. Природные
ресурсы региона: агроклиматические, почвенные и кормовые. Благоприятные природные условия для жизни, развития
сельского и рекреационного хозяйства. Высокая плотность и неравномерность размещения населения. Пестрота
национального и религиозного состава населения, исторические корни межнациональных проблем. Культурноисторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сельского
населения. Крупные города. Современные отрасли специализации: сельско - хозяйственное, транспортное и
энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей
агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли
рекреационного хозяйства. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Тема «Уральский регион»
Особенности географического положения региона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав
региона.
Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа,
минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Проявления широтной зональности и проявления широтной
зональности и высот ной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения

региона. Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень
урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и
размещение промышленности.
Урал — старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли
специализации: горнодобывающая, металлургия, химическая промышленность, машино - строение, ВПК.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона.
Тема «Общая комплексная характеристика Азиатской части России»
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства Азиатской части России.
Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Тема «Сибирь»
Географическое положение региона. Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от аналогичных
европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа. Проникновение
русских в Сибирь. Первые сибирские города-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские казаки. Коренное
население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к
суровым природным условиям региона. Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Диспропорции в площади
региона и численности его
населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и
сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения. Хозяйство
ГУЛАГа, формирование старых и молодых ТПК. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие
условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири.
Тема «Западно-Сибирский регион»
Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие
внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до степей.
Богатство и разнообразие природных ресурсов: топливные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Специализация
хозяйства—нефтегазохимический комплекс. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские
нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные на правления транспортировки нефти и газа. Тепло
энергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение. Влияние природных условий
на жизнь и быт человека. Коренные на роды: ненцы, ханты, манси; особенности их жизни и быта, основные занятия.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные различия.
Тема «Восточно-Сибирский регион»

Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития
территории: разнообразие тектонического строения и рельефа, резкоконтинентальный климат, распространение
многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гидроэнергетические,
лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы,
особенности их жизни и быта. Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие
первичных добывающих отраслей. Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы
региона.
Тема «Южно-Сибирский регион»
Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития
территории: горно-котловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области
землетрясений, контрастность климатических условий, истоки крупнейших рек Сибири, современное оледенение,
многолетняя мерзлота. Своеобразие растительного и животного мира региона: горная тайга, субальпийские и
альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклиматические, гидроэнергетические, водные,
лесные, земельные, рекреационные. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его
решения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на
размещение населения. Основные этносы региона. Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые
города. Крупнейшие культурно- исторические, научные, промышленные центры региона. Отрасли специализации:
горнодобывающая, топливная, электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение.
Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях.
Основные земледельческие районы. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Внутрирайонные
различия.
Тема «Дальневосточный регион»
Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности
природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобладание гор,
сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории,
густота и полноводность рек, и проявление широтной зональности и высотной по ясности. Природные ресурсы:
минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории - почвенные и
агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах.
Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных
народов Дальнего Востока. Отрасли специализации района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлознобумажная, рыбная. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Слабое развитие

сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы
региона. Внутрирайонные различия.
Раздел «Россия в современном мире»
Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Показатели, характеризующие уровень развития
хозяйства страны. Виды внешнеэкономической деятельности России, место России в международном географическом
разделении труда. Международные политические, финансовые, научные, культурные связи России со странами мира.
Направления социально-экономического развития страны.

Учебно-методическое обеспечение предмета «География»
1. А.А. Летягин География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.А.
Летягин; под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и
науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
2. А.А. Летягин География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А.А.
Летягин; под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и
науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.
3. «Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. И.В. Душина, А.А. Летягин. Москва, издательский центр «ВентанаГраф», 2013г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».