Рабочая программа по физике из части, формируемой участниками образоавательных отношений, 10 - 11 класс "Физика и техника"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрация Нижнесергинского района
МКОУ СОШ № 10 пгт.Верхние Серги
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Зам директора по УВР

__________Бокова И.В.

________Пильникова Н.Н.

Директор МКОУ СОШ
№10

Протокол №1

Протокол №1

от «28»08.2023г.

от «29».08.2023г.

пгт.Верхние Серги
__________Округина М.В.
Приказ №33-од
от «30»08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса «Физика и техника»
для обучающихся 10-11 классов

пгт. Верхние Серги 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Физика и техника» составлена на основе
• Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 в действующей редакции
• «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г.
• За основу взята авторская программа «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.
• Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11
классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
Курс рассчитан на 2 года обучения, 1 ч в неделю
Цели элективного курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и
самостоятельного приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного
приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по тому или иному учебному предмету.
Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих
физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы,
знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и
техники, с новыми профессиями.
Программа элективного курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и
умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в
начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу
можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и
основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи,
догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления,
проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики,
молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во
внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений
решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Деятельность образовательной организации общего образования при обучении физике в средней школе должна быть направлена на
достижение
обучающимися следующих личностных результатов:
— умение управлять своей познавательной деятельностью;
— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно- исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
— чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
— положительное отношение к труду, целеустремлённость;
— экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за
состояние природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике являются:
1) освоение регулятивных универсальных учебных действий:
— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
— определять несколько путей достижения поставленной цели;
— задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
3

— осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
2) освоение познавательных универсальных учебных действий:
— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
— распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
— использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
— осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
— искать и находить обобщённые способы решения задач;
— приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
— анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
— выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов
действия;
— выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
— занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и
выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать
над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);
3) освоение коммуникативных универсальных учебных действий:
— осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её
пределами);
— при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей,
критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
— развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
— согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
— представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
— подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
— точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике на базовом уровне являются:
— сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и
месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
— владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической
терминологией и символикой;
4

— сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых),
видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи;
усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
— владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение
умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
— владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их
экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведённые
эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата;
— умение решать простые физические задачи;
— сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для
принятия практических решений в повседневной жизни;
— понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов,
промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических
катастроф;
— сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Предметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по физике на профильном уровне должны включать требования
к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
— сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах и теориях и представлений о действии во Вселенной
физических законов, открытых в земных условиях;
— отработанность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять геофизические
явления и принципы работы и характеристики приборов и устройств;
— умение решать сложные задачи;
— владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их
экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
— владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной
измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
— сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека,
связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности

5

№

Тематическое планирование с указанием содержания
Количество
Содержание
Предметные результаты
часов

Название раздела

10 КЛАСС 34 ч
1

2

Классификация
задач

Правила и приемы
решения физических
задач

1

1

Классификация задач (1 ч)
Что такое физическая задача.
Состав физической задачи.
Физическая теория и решение
задач. Значение задач в
обучении и жизни.
Классификация
физических
задач
по
требованию,
содержанию, способу задания
и решения. Примеры задач
всех видов.
Составление
физических
задач. Основные требования к
составлению задач. Способы и
техника составления задач.
Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач (1 ч)
Общие
требования
при
решении физических задач.
Этапы решения физической
задачи. Работа с текстом
задачи. Анализ физического
явления; формулировка идеи •
решения (план решения).
Выполнение плана решения
задачи. Числовой расчет.
Использование
6

вычислительной техники для
расчетов. Анализ решения и
его значение. Оформление
решения.
Типичные недостатки при
решении
и
оформлении
решения физической задачи.
Изучение примеров решения
задач. Различные приемы и
способы решения: алгоритмы,
аналогии,
геометрические
приемы. Метод размерностей,
графические решения и т. д.
Механика (16ч)
3

Кинематика

5

Координатный метод решения
задач по механике. Решение
задач на основные законы
динамики: Ньютона, законы
для сил тяготения, упругости,
трения,
сопротивления.
Решение задач на движение
материальной точки, системы
точек, твердого тела под
действием нескольких сил.
Задачи
на
определение
характеристик
равновесия
физических систем.
Задачи
на
принцип
относительности:
кинематические
и
динамические характеристики
движения тела в разных
инерциальных
системах
отсчета.

Находить модуль и проекции векторных
величин, выполнять действия умножения
на число, сложения, вычитания векторных
величин.
Определять в конкретных ситуациях направление, модуль и
проекции векторных физических величин: перемещения,
скорости равномерного движения, мгновенной
скорости, ускорения, центростремительного
ускорения.
Применять знания о действиях с векторами, полученные на
уроках геометрии.
Складывать и вычитать векторы перемещений и скоростей.
Выявлять устойчивые повторяющиеся
связи между величинами, описывающими
механическое движение.
Использовать различные электронные ресурсы для
построения экспериментальных
графиков и их обработки. Устанавливать физический смысл
коэффициентов
пропорциональности в выявленных связях,
7

Подбор,
составление
и
решение
по
интересам
различных сюжетных задач:
занимательных,
экспериментальных
с
бытовым содержанием, с
техническим и краеведческим
содержанием,
военнотехническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора
данных для составления задач.

в результате получать новые физические
величины.
Работать в паре, группе при выполнении
исследовательских заданий.
Оценивать реальность значений полученных физических
величин.
Владеть способами описания движения:
координатным, векторным.
Записывать уравнения равномерного и равноускоренного
механического движения.
Составлять уравнения равномерного и равноускоренного
прямолинейного движения в конкретных ситуациях.
Определять по уравнениям параметры движения.
Применять знания о построении и чтении
графиков зависимости между величинами,
полученные на уроках алгебры. Строить
график зависимости координаты материальной точки от
времени движения.
Определять по графику зависимости координаты от времени
характер механического движения, начальную координату,
координату в указанный момент времени,
изменение координаты за некоторый промежуток времени,
проекцию скорости (для
равномерного прямолинейного движения).
Определять по графику зависимости проекции скорости от
времени характер механического движения, проекцию
начальной
скорости, проекцию ускорения, изменение
координаты. Определять по графику зависимости проекции
ускорения от времени
характер механического движения, изменение проекции
скорости за определённый
промежуток времени.
Строить графики зависимости проекции
и модуля перемещения, скорости материальной точки от
8

4

Динамика

3

времени движения.
Строить графики зависимости пути и
координаты материальной точки от времени движения.
Определять по графику зависимости координаты от времени
характер механического движения, начальную координату,
координату в указанный момент
времени, изменение координаты за некоторый промежуток
времени, проекцию
скорости (для равномерного прямолинейного движения),
среднюю скорость, модуль максимальной мгновенной
скорости.
Определять по графику зависимости проекции перемещения
от времени характер
механического движения, проекцию скорости (для
равномерного прямолинейного движения), изменение
координаты. Определять по графику зависимости проекции
скорости от времени характер механического движения,
проекцию начальной скорости, проекцию ускорения,
проекцию перемещения, изменение координаты,
пройденный путь. Определять по графику
зависимости проекции ускорения от времени характер
механического движения,
изменение проекции скорости, изменение
модуля скорости за определённый промежуток времени.
Определять
равнодействующую силу двух и более сил.
Определять равнодействующую силу экспериментально..
Применять первый, второй и третий законы Ньютона при
решении расчётных
и экспериментальных задач. Применять закон всемирного
тяготения
при решении конкретных задач.
Рассчитывать силу тяжести в конкретных
ситуациях. Вычислять силу тяжести и
ускорение свободного падения на других
9

5

Статика

2

планетах. Вычислять ускорение свободного падения на
различных широтах.
Вычислять вес тел в конкретных ситуациях.
Называть сходство и различия веса и силы
тяжести.
Определять перегрузку тела при решении задач.
Вычислять и измерять силу упругости,
жёсткость пружины, жёсткость системы
пружин.
Использовать формулу для вычисления силы трения
скольжения при решении задач.
Определять с помощью косвенных измерений жёсткость
пружины, коэффициент трения скольжения.
Давать определение понятий: инерция, инертность, масса,
сила, равнодействующая сила,
инерциальная система отсчёта, неинерциальная система
отсчёта, геоцентрическая и
гелиоцентрическая системы отсчёта.
Распознавать, наблюдать явление инерции.
Приводить примеры его проявления в конкретных
ситуациях. Объяснять механические явления в инерциальных
и неинерциальных системах отсчёта.
Выделять действия тел друг на друга и
характеризовать их силами. Применять
знания о действиях над векторами, полученные на уроках
геометрии. Определять
равнодействующую силу двух и более сил.
Определять равнодействующую силу экспериментально.
Формулировать первый, второй и третий законы Ньютона,
условия их применимости.
Выявлять устойчивые повторяющиеся
связи между ускорением тела и действующей на него силой.
Устанавливать физический смысл коэффициента
пропорциональности в выявленной связи (величина,
обратная массе тела).
10

6

Законы сохранения

3

Классификация
задач
по
механике: решение задач
средствами
кинематики,
динамики,
с
помощью
законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения
импульса
и
реактивное
движение.
Задачи
на
определение
работы
и
мощности. Задачи на закон
сохранения и превращения
механической энергии.
Решение задач несколькими
способами. Составление задач
на заданные объекты или
явления.
Взаимопроверка
решаемых задач. Знакомство с
примерами решения задач по
механике республиканских и
международных олимпиад.
Конструкторские задачи и
задачи на проекты: модель
акселерометра,
модель

Устанавливать третий закон Ньютона
экспериментально.
Применять первый, второй и третий законы Ньютона при
решении расчётных
и экспериментальных задач.
Обосновывать возможность применения
второго и третьего законов Ньютона в
геоцентрической системе отсчёта. Находить в
дополнительной литературе и
Интернете информацию, подтверждающую вращение Земли.
Формулировать принцип относительности
Галилея
Составлять уравнения, описывающие закон
сохранения импульса в конкретной ситуации. Находить,
используя составленное
уравнение, неизвестные величины..
Составлять при решении задач уравнения
с учётом реактивной силы.

11

9

7

Основы
гидромеханики

Строение и свойства
газов, жидкостей и
твёрдых тел

3

3

маятника
Фуко,
модель
кронштейна, модель пушки с
противооткатным
устройством,
проекты
самодвижущихся
тележек,
проекты
устройств
для
наблюдения
невесомости,
модель
автоколебательной
системы.
Давление. Закон Паскаля.
Равновесие жидкости и газа.
Закон Архимеда. Плавание
тел.
Движение жидкости. Закон
Бернулли. Уравнение
Бернулли

Находить в конкретной ситуации значения
давления в покоящейся жидкости или газе.
Формулировать закон Паскаля. Применять
закон Паскаля для объяснения гидростатического парадокса,
для объяснения принципа действия гидравлического пресса и
вычисления параметров пресса.
Рассчитывать плотность тела по его поведению в
жидкости. Определять возможность плавания тела.
Составлять уравнение Бернулли в конкретных ситуациях.
Определять, используя составленное уравнение, неизвестные
величины.
Молекулярная физика и термодинамика (7 ч)
Качественные
задачи
на Составлять основное уравнение МКТ идеального газа в
основные
положения
и конкретной ситуации. Определять, используя составленное
основное
уравнение уравнение,
молекулярно-кинетической
неизвестные величины.
теории (МКТ). Задачи на Составлять уравнение, связывающее давление идеального
описание
поведения газа со средней кинетической энергией молекул, в
идеального газа: основное конкретной ситуации. Определять, используя составленное
уравнение МКТ, определение уравнение, неизвестные величин
скорости
молекул, Описывать способы измерения температуры. Сравнивать
характеристики
состояния шкалы Кельвина и Цельсия.
газа в изопроцессах.
Составлять уравнение, связывающее абсолютную
Задачи на свойства паров: температуру идеального газа со
использование
уравнения средней кинетической энергией молекул, в
Менделеева — Клапейрона, конкретной ситуации. Определять, используя составленное
12

8

Основы
термодинамики

4

характеристика критического
состояния. Задачи на описание
явлений поверхностного слоя;
работа сил поверхностного
натяжения,
капиллярные
явления, избыточное давление
в мыльных пузырях. Задачи на
определение
характеристик
влажности воздуха.
Задачи
на
определение
характеристик твердого тела:
абсолютное и относительное
удлинение,
тепловое
расширение, запас прочности,
сила упругости.
Качественные
и
количественные
задачи.
Устный диалог при решении
качественных
задач.
Графические
и
экспериментальные
задачи,
задачи бытового содержания.

уравнение, неизвестные
величины.
Составлять уравнение, связывающее давление идеального
газа с абсолютной температурой, в конкретной ситуации.
Определять,
используя составленное уравнение, неизвестные величины.
Составлять уравнение состояния идеального газа и
уравнение Менделеева—Клапейрона в конкретной ситуации.
Вычислять,
используя составленное уравнение, неизвестные величины.
Распознавать и описывать изопроцессы в
идеальном газе.
уравнения для их описания. Вычислять, используя
составленное уравнение, неизвестные величины.
Представлять в виде графиков изохорный,
изобарный и изотермический процессы.
Определять по графикам характер процесса
и макропараметры идеального газа.
Исследовать экспериментально зависимости между
макропараметрами при изопроцессах в газе.

Комбинированные задачи на
первый закон термодинамики.
Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора
данных для составления задач.
Конструкторские задачи и
задачи на проекты: модель
газового термометра; модель
предохранительного клапана
на определенное давление;
проекты
использования
газовых процессов для подачи

Вычислять, используя составленное уравнение, неизвестные
величины.
Определять значения внутренней энергии
идеального газа, изменение внутренней
энергии идеального газа, работы идеального газа, работы над
идеальным газом, количества теплоты в конкретных
ситуациях.
Определять значение работы идеального
газа по графику зависимости давления от
объёма при изобарном процессе.
Составлять уравнение, описывающее первый закон
термодинамики, в конкретных
13

сигналов; модель тепловой
машины;
проекты
практического
определения
радиуса тонких капилляров.

ситуациях для изопроцессов в идеальном
газе. Вычислять, используя составленное
уравнение, неизвестные величины.
Вычислять значения КПД теплового двигателя в конкретных
ситуациях. Определять
значения КПД теплового двигателя, работающего по циклу
Карно, в конкретных ситуациях

Электрическое поле (5 ч)
Электрическое поле

5

Характеристика
решения
задач раздела: общее и разное,
примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на
описание электрического поля
различными
средствами:
законами сохранения заряда и
законом Кулона, силовыми
линиями,
напряженностью,
разностью
потенциалов,
энергией. Решение задач на
описание
систем
конденсаторов.

Составлять уравнение, выражающее закон
сохранения электрического заряда, в конкретных ситуациях.
Вычислять, используя
составленное уравнение, неизвестные величины.
Формулировать закон Кулона, условия его
применимости. Составлять уравнение, выражающее закон
Кулона, в конкретных ситуациях. Вычислять, используя
составленное уравнение, неизвестные величины.
Вычислять значение напряжённости поля
точечного электрического заряда, определять направление
вектора напряжённости
в конкретной ситуации.
Определять направление и значение
результирующей напряжённости электрического поля
системы точечных зарядов.
Составлять равенства, связывающие напряжённость
электрического поля в диэлектрике с напряжённостью
внешнего
электрического поля. Вычислять, используя составленное
уравнение, неизвестные
величины.
Определять потенциал электростатического поля в данной
точке поля одного и нескольких точечных электрических
зарядов,
потенциальную энергию электрического
14

заряда и системы электрических зарядов, разность
потенциалов, работу электростатического поля, напряжение
в конкретных ситуациях. Составлять уравнения,
связывающие напряжённость электрического поля с
разностью
потенциалов. Вычислять, используя составленное уравнение,
неизвестные величины.
Вычислять значения электроёмкости плоского конденсатора,
заряда конденсатора,
напряжения на обкладках конденсатора,
параметров плоского конденсатора, энергии
электрического поля заряженного конденсатора в
конкретных ситуациях.
Рассчитывать общую ёмкость системы
конденсаторов.
Постоянный электрический ток в различных средах (4ч)
Постоянный
электрический ток в
различных средах

4

Задачи на различные приемы
расчета
сопротивления
сложных
электрических
цепей. Задачи разных видов «а
описание электрических цепей
постоянного электрического
тока с помощью закона Ома
для замкнутой цепи, закона
Джоуля — Ленца, законов
последовательного
и
параллельного
соединений.
Ознакомление с правилами
Кирхгофа при решении задач.
Постановка
и
решение
фронтальных
экспериментальных задач на
определение
показаний

Составлять
уравнение, описывающее закон Ома для
участка цепи, в конкретных ситуациях. Вычислять,
используя составленное уравнение,
неизвестные значения величин.
Рассчитывать общее сопротивление участка
цепи при последовательном и параллельном
соединениях проводников, при смешанном
соединении проводников. Выполнять расчёты
сил токов и напряжений в различных (в том
числе в сложных) электрических цепях. Определять работу и
мощность
электрического тока, количество теплоты,
выделяющейся в проводнике с током, при
заданных параметрах.
Составлять
уравнение, выражающее закон Ома для
15

приборов
при
изменении полной цепи, в конкретных ситуациях. Рассчитывать,
сопротивления тех или иных используя составленное уравнение, неизвестные величины.
участков цепи, на определение
сопротивлений участков цепи
и т. д. Решение задач на
расчет участка цепи, имеющей
ЭДС.
Задачи
на
описание
постоянного электрического
тока в электролитах, вакууме,
газах,
полупроводниках:
характеристика
носителей,
характеристика конкретных
явлений и др. Качественные,
экспериментальные,
занимательные задачи, задачи
с техническим содержанием,
комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на
проекты:
установка
для
нагревания
жидкости
на
заданную
температуру,
модель
автоматического
устройства
с
электромагнитным
реле,
проекты и модели освещения,
выпрямитель и усилитель на
полупроводниках,
модели
измерительных
приборов,
модели «черного ящика».

16

11 КЛАСС 34 ч
Магнитное поле (7ч)
1

Магнитное поле

7

Задачи разных видов на
описание магнитного поля
тока
и
его
действия:
магнитная
индукция
и
магнитный
поток,
сила
Ампера и сила Лоренца.
Решение
качественных
экспериментальных задач с
использованием электрометра,
магнитного зонда и другого
оборудования Задачи разных
видов на описание явления
электромагнитной индукции:
закон
электромагнитной
индукции, правило Ленца,
индуктивность.

Определять направление линий индукции
магнитного поля с помощью правила буравчика, направление
векторов силы Ампера и силы Лоренца с помощью правила
левой руки.
Применять закон Ампера и формулу для
вычисления силы Лоренца при решении
задач. Определять зависимость индуктивности катушки от
её длины и площади витков.
Определять в конкретной ситуации значения: магнитного
потока, ЭДС индукции,
ЭДС индукции в движущихся проводниках, ЭДС
самоиндукции, индуктивность,
энергию электромагнитного поля.

Механические колебания и волны (7 ч)
2

Механические
колебания и волны

7

Задачи графические и
расчетные на определение
амплитуды, периода, частоты,
фаза колебаний. Задачи на
формулы периода колебаний
пружинного и
математического маятника,
Задачи на резонанс.
Задачи на применение закона
сохранения энергии для
колебательного процесса.
Задачи на расчет скорости,

Составлять уравнение механических колебаний, записывать
его решение. Определять
по уравнению колебательного движения параметры
колебаний.
Представлять графически зависимость смещения, скорости и
ускорения от времени при колебаниях математического и
пружинного маятников. Определять по графику
характеристики колебаний: амплитуду, период
и частоту.
Изображать графически зависимость
амплитуды вынужденных колебаний от
частоты вынуждающей силы. Анализировать изменение
17

частоты, длины волны,
разности фаз волн.
Уравнение волны.

данного графика при изменении трения в системе.
Вычислять в конкретных ситуациях значения периода
колебаний математического
или пружинного маятника, энергии маятника.
Определять в конкретных ситуациях скорости, частоты,
длины волны, разности фаз
волн. Записывать и составлять в конкретных
ситуациях уравнение гармонической бегущей волны.

Электромагнитные колебания и волны. Оптика (15 ч)
3

Электромагнитные
колебания и волны

15

Задачи
на
переменный
электрический
ток:
характеристики переменного
электрического
тока,
электрические
машины,
трансформатор.
Задачи на описание различных
свойств
электромагнитных
волн: скорость, отражение,
преломление, интерференция,
дифракция,
поляризация.
Задачи по геометрической
оптике: зеркала, оптические
схемы. Задачи на определение
оптической
схемы,
содержащейся в «черном
ящике»:
конструирование,
приемы и примеры решения.

Определять по графику колебаний характеристики:
амплитуду, период и частоту.
Вычислять с помощью формулы Томсона
период и частоту свободных электромагнитных колебаний.
Определять период, частоту, амплитуду колебаний в
конкретных ситуациях.
.Записывать закон Ома для цепи переменного тока. Находить
значения силы тока,
напряжения, активного сопротивления, индуктивного
сопротивления, ёмкостного
сопротивления, полного сопротивления
цепи переменного тока в конкретных ситуациях.
Вычислять значения мощности, выделяющейся в цепи
переменного тока, действующие значения тока и
напряжения. Строить ход луча в плоскопараллельной
пластине, треугольной призме, поворотной
призме, оборачивающей призме, тонкой
линзе.
Строить изображение предмета в плоском
зеркале, в тонкой линзе.
Определять в конкретной ситуации значения угла падения,
угла отражения, угла
18

преломления, относительного показателя
преломления, абсолютного показателя преломления,
скорости света в среде, фокусного расстояния, оптической
силы линзы,
увеличения линзы, периода дифракционной решётки,
положения интерференционных и
дифракционных максимумов и минимумов.
Записывать формулу тонкой линзы, рассчитывать в
конкретных ситуациях с её помощью неизвестные величины

4

Квантовая физика

5

Квантовая физика (5 ч)
Задачи на уравнение А.
Записывать и составлять в конкретных ситуациях уравнение
Эйнштейна для
Эйнштейна для фотоэффекта и находить с его помощью
фотоэффекта.
неизвестные величины.
Радиоактивное излучение,
Вычислять в конкретных ситуациях значения максимальной
правила смещения.
кинетической энергии
Закон радиоактивного
фотоэлектронов, скорости фотоэлектронов,
распада.
работы выхода, запирающего напряжения,
Ядерные реакции.
частоты и длины волны, соответствующих
Задачи на энергетический
красной границе фотоэффекта.
выход реакции, энергия связи Рассчитывать в конкретной ситуации частоту и длину волны
испускаемого фотона
при переходе атома из одного стационарного состояния в
другое, энергию ионизации
атома, вычислять значения радиусов стационарных орбит
электронов в атоме.
Определять состав ядер различных элементов с помощью
таблицы Менделеева.
Вычислять дефект масс, энергию связи и
удельную энергию связи конкретных атомных ядер.
. Записывать правила смещения при радиоактивных
распадах. Определять элементы, образующиеся
в результате радиоактивных распадов.
Записывать, объяснять закон радиоактивного распада,
указывать границы его применимости. Определять в
19

конкретных ситуациях число нераспавшихся ядер, число
распавшихся ядер, период полураспада,
активность вещества.
Записывать ядерные реакции. Определять
продукты ядерных реакций. Рассчитывать
энергический выход ядерных реакций.

20

Тематическое планирование 10 класс (34 ч/ 1 ч)
2023-2024 уч. год
Наименования разделов учебного курса и тем уроков

№
1

Классификация задач (1 ч)

Количество часов
1

Физическая задача. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и
решения. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (1 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи Различные приемы
и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические
решения и т. д.
Механика (16 часов)

1

Кинематика (5 ч)

1

3

Решение графических и расчетных задач на прямолинейное равномерное движение.

1

4

Решение графических и расчетных задач на прямолинейное равномерное движение.

1

5

Решение задач на движение тела по окружности.

1

6

Решение задач ЕГЭ по разделу "Кинематика"

1

7

Решение задач ЕГЭ по разделу "Кинематика"

1

8

Динамика (3 ч)

1

2

1

Координатный метод решения задач по механике.
9

Решение задач на законы динамики Ньютона. принцип суперпозиции сил.

1

10

Решение задач на движение связанных тел

1

11

Статика (2 ч)

1

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем
21

12

Решение задач ЕГЭ по разделу "Статика"

1

13

Закон сохранения импульса (3ч)

1

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
14

Задачи на определение работы и мощности.

1

15

Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами.

1

16

1

17

Основы гидромеханики (3 ч)
Задачи на расчет давления газа, жидкости и твердого тела. Закон Паскаля
Задачи на закон Архимеда. Плавание тел.

18

Задачи на закон Бернулли

1

19

Молекулярная физика и термодинамика (7 ч)

1

1

23

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (3ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории
(МКТ).
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул,
характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева—Клапейрона, характеристика
критического состояния.
Основы термодинамики ( 4 ч)
Решение задач на расчет внутренней энергии одноатомного, двухатомного и многоатомного газа. задачи на
расчет количества теплоты.
Задачи на уравнение теплового баланса

24

Задачи на расчет работы в термодинамике. Графический метод нахождения работы

1

25

Задачи на первый закон термодинамики.

1

20
21
22

26

Электрическое поле (5 ч)
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения
заряда и законом Кулона

1
1
1

1

1

22

27

Задачи на равновесие статических зарядов.

1

28

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: силовыми линиями,
напряженностью. разностью потенциалов, энергией.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: силовыми линиями,
напряженностью. разностью потенциалов, энергией.
Задачи на нахождение электроемкости конденсатора.

1

29
30
31

1
1
1

32

Постоянный электрический ток в различных средах (4ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

33

Решение задач ЕГЭ по разделу " Постоянный электрический ток в различных средах"

1

34

Обобщающий урок за курс 10 класса

1

1

23

№
1

Тематическое планирование 11класс (34 ч/1 ч)
2024-2025 уч. год
Наименования разделов учебного курса и тем уроков
Магнитное поле (7 ч)
Задачи расчетные на закон Ампера

Количество часов
1

2

Задачи на нахождение направления силы Ампера используя правило левой руки

1

3

Решение задач нахождение направления силы Лоренца используя правило левой руки

1

4

Решение задач на движение заряженных частиц в магнитном поле

1

5

Задачи на магнитный поток

1

6

Задачи на закон электромагнитной индукции Задачи на правило Ленца

1

7

Задачи на самоиндукцию. индуктивность. энергия магнитного поля

1

8

Механические колебания и волны (7 ч)
Задачи различных видов на гармонические колебания

1

9

Решение задач на нахождение периода колебаний математического маятника

1

10

Решение задач на нахождение периода колебаний пружинного маятника

1

11

Решение задач на закон сохранения механической энергии при колебательном движении

1

12

Решение задач на закон сохранения механической энергии при колебательном движении

1

13

Решение задач на расчет длины волны

1

14

Решение задач на расчет скорости, длины звуковой волны

1

15

Электромагнитные колебания и волны. Оптика. (15 часов)
Задачи различных видов на уравнение и график колебательного процесса
Решение задач на расчет силы тока в катушке, заряда и напряжения на конденсаторе

1

16

1
24

17

Решение задач на закон сохранения энергии

1

18

Решение задач на расчет длины электромагнитной волны

1

19

Задачи на закон прямолинейного распространения света

1

20

Задачи на закон отражения света.

1

21

Задачи на изображение предмета в плоском зеркале.

1

22

Задачи на закон преломления света

1

23

Решение задач по теме полное внутреннее отражение

1

24

Изображение светящихся точек и предметов в собирающей линзе.

1

25

Изображение светящихся точек и предметов в рассеивающей линзе.

1

26

Решение задач на расчет оптической силы линзы,

1

27

Задачи на формулу тонкой линзы. Увеличение линзы.

1

28

Задачи на формулу дифракционной решетки

1

29

Задачи на условие максимума и минимума интерференции света.

1

30

1

31

Квантовая физика (5 ч)
Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Задачи по теме световые кванты (фотоны)

32

Задачи на определение состава атома. Расчет энергии связи нуклонов в ядре.

1

33

Задачи на радиоактивный распад.

1

34

Решение задач на закон радиоактивного распада

1

1

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».