Рабочая программа Второй иностранный язык Немецкий язык 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации
Нижнесергинского муниципального района
МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заседание ШМО

заместитель директора
________________________ по УВР

директор МКОУ СОШ
№10 пгт. Верхние
Серги
Стрелова И.В. ________________________

протокол № 1 от «28»
августа 2023 г.

Н.Н.Пильникова ________________________
протокол № 1 от «29»
М.В.Округина
августа 2023 г.
протокол № 33-од от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2746044)
учебного предмета «Второй иностранный (немецкий) язык»
для обучающихся 11 классов

пгт. Верхние Серги 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Второй иностранный язык (немецкий)
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие
содержательные линии:
• коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании,
говорении, чтении и письме;
• языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и
орфографическими средствами языка;
• социокультурная осведомленность и умения межкультурного общения;
• общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной
компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией.
Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми
навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе
обучения,
а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым
иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной
компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомленностью учащихся. Все
указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного
предмета «Иностранный язык».
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты
характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт.
Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.
Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на
будущее.
6. Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода.

7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио,
Интернет).
8. Страна/страны второго языка иностранного языка и родная страна, их географическое
положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности
(национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди,
их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог —
побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объем диалога от 3 реплик до 4—5
реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5—2 минуты.
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на
прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную
наглядность.
Объем монологического высказывания от 7—10 фраз до 10—12 фраз. Продолжительность
монолога 1 — 1,5 минуты.
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной
глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от
коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и
одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на
полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые
незнакомые слова.
Время звучания текста — до 1 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных текстах,

содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых
явлений.
Время звучания текстов — до 1,5 минуты.
Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить
необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах
прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов
— до 1,5 минуты.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной
глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от
коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное
чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным
пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные,
прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама,
песня и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на
эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных
аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное
содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для
чтения — 600—700 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных
приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и
оценки полученной информации. Объем текста для чтения — около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст
или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объем текста для
чтения —около 350 слов.
Письменная речь
умение:
— делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных
высказываниях;

— писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать
пожелания (объемом 30—40 слов, включая адрес);
— заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка
(указывать
имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
— писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие
сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нем; выражать благодарность и
т. д.).
Объем личного письма — 100—140 слов, включая адрес.
Языковые знания и навыки
Орфография
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их
применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго
иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмикоинтонационные навыки произношения различных типов предложений.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и
ситуации
общения в пределах тематики основной школы, в объеме около 1000 единиц.
Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику,
реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
• существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die
Feindlichkeit);
heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die
Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
• прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glucklich); -isch (typisch); -los
(arbeitslos);
-sam (langsam); -bar (wunderbar);
• существительных и прилагательных с префиксом un- (das Ungluck, unglucklich);
• существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit-(die
Mitverantwortung, mitspielen);

• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции
приставок типа erzhlen, wegwerfen.
2) словосложение:
• существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
• прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
• глагол + существительное (die Schwimmhalle);
3) конверсия (переход одной части речи в другую):
• образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);
• образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen).
Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии,
антонимии,
лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивно-рецептивно или
рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных видов деятельности
учащихся» в тематическом планировании.
Нераспространенные и распространенные предложения:
• безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer);
• предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в
Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die
Wand);
• предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv
с zu;
• побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
• все типы вопросительных предложений;
• предложения с неопределѐнно-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor
Weihnachten);
• предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu
lesen);
• сложносочиненные предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das
Dorfleben, denn erkann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).

• сложноподчиненные предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe
ist);
• сложноподчиненные предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit,
Weil er viele Hausaufgaben machen muss);
• сложноподчиненные предложения с условным союзомwenn (Wenn du Lust hast, komm zu
mir zu Besuch);
• сложноподчиненные предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als,
nachdem);
• сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (с
относительными местоимениями die, deren, dessen);
• сложноподчиненные предложения с придаточными цели (с союзом damit);
• распознавание структуры предложения по формальным признакам: по
наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um ... zu +Infinitiv, statt ... zu +Infinitiv, ohne
... zu + Infinitiv);
• слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
• сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);
• Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
• глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur
(anfangen, beschreiben);
• временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
• местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
• возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich
anziehen, sich waschen);
• распознавание и употребление в речи определенного, неопределенного и нулевого
артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и
наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ,
предлогов, требующих Akkusativ;
• местоимения: личные, притяжательные, неопределенные (jemand, niemand);
• Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времен;
• количественные числительные и порядковые числительные.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других
предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:

• знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном
языке, их символике и культурном наследии;
• употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в
питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников),
распространѐнными образцами фольклора;
• представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на
втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно
известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом
иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную
лексику);
• умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать
помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые
слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником
жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
• умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при
получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, в том
числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей,
переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых
иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов,
словосочетаний,

предложений; владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной
стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи
(читать/слушать
текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/аналогии при
выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой
тематики;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и
лингвострановедческими справочниками,
двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами); владение
способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В ценностно-ориентационной сфере: представление о языке как средстве выражения
чувств, эмоций, основе культуры мышления; представление о целостном полиязычном,
поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире
как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; приобщение к
ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в
том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических
поездках и т. д.; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного
общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и
межкультурных контактов в доступных пределах.
В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций
на
втором иностранном языке; стремление к знакомству с образцами художественного
творчества
на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;
развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы
стран изучаемых иностранных языков.
В трудовой сфере: умение рационально планировать свой учебный труд и работать в
соответствии с намеченным планом.
В физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха,
питание, спорт, фитнес).
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются умения:
• работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
• работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации,
извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной
информации;

• работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, интернет-ресурсами, литературой;
• самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются умения:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ слов;
• выборочно использовать перевод;
• пользоваться двуязычным и толковым словарями.
В основу учебной программы в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к
обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и
развитие всех составляющих коммуникативной компетенции. Этому в полной мере
способствует и учебно-методический комплект, который помогает учителю выбрать
стратегии и приемы обучения с учетом возможностей школьников.
Личностно ориентированный подход к обучению иностранному языку обеспечивает
особое
внимание к интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям
учащихся.

УЧЕБНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 11 КЛАССА
№п/п
Темы

Количество часов

1.

Жить сообща

2 часа

2.

Креативность

3 часа

3.

Страна исследования Германия

3 часа

4.

(Высшая) школа

3 часа

5.

Искусство

3 часа

6.

Помощь

2 часа

7.

Будущее рынка труда

3 часа

8.

Спорт

3 часа

9.

СМИ

3 часа

10.

Язык и речь

1 часа

11.

Особые места

3 часа

12.

Предпринимательство

2 часа

13.

Жизнь в городе и в деревне

3 часа

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Моя будущая жизнь.
Успешные отношения.
Ярмарка идей.
Творчество в повседневной
жизни.
Школа и творчество.
Научные открытия родом из
Германии.
Великие ученые Германии и
России.
Открытия будущего.
Школьная жизнь.
Стресс в школе: как бороться.
Профориентация в школе.
Искусство в моей жизни.
Зачем нужно искусство.
Великие немецкие
художники.
Что значит помощь другому?
Социальные инициативы в
Германии и России.
Рынок труда в Германии.
Выбор будущей профессии.
Устройство на работу.
Резюме.
Спорт на каждый день.
Экстремальные виды спорта.
Спорт в моей жизни.
Средства массовой
информации: вчера и
сегодня.
Молодежный язык.
Немецкие и российские
СМИ.
Двуязычность – шанс или
риск?
Особенные места.
Туристы в Берлине.
Создаем путеводитель.
Как заработать деньги.

Количество
часов

Дата
изучения

1
1
1
1

7.09.
14.09.
21.09
28.09.

1
1

5.10.
12.10.

1

19.10.

1
1
1
1
1
1
1

26.10.
9.11.
16.11.
23.11.
30.11.
7.12.
14.12.

1
1

21.12.
28.12.

1
1
1

11.01.
18.01.
25.01

1
1
1
1

1.02.
8.02.
15.02.
22.02.

1
1

29.02.
7.03.

1

14.03.

1
1
1
1

21.03.
4.04.
11.04.
18.04.

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

31.
32.
33.
34.
итого

Знаменитые предприятия
немецко-язычных стран.
Где я живу и буду жить?
Глобализация.
Путешествия.

1

25.04.

1
1
1
34

2.05.
16.05.
23.05.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Немецкий язык, 11 класс/ М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман, Г.Ризу,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Немецкий язык, 11 класс/, М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман, Г.Ризу,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Книга для учителя

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/10/11/
Start Deutsch
Deutsche Welt


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».