Дорожная карта наставничества

1

«учитель – учитель»;
«учитель – ученик»;
Все представленные формы могут быть использованы не только для индивидуального
взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для групповой работы (один наставник – группа
наставляемых), при которой круг задач, решаемых с помощью программы наставничества и
конкретной формы, остается прежним, но меняется формат взаимодействия – все мероприятия
проводятся коллективно с возможностью дополнительной индивидуальной консультации.
Организация работы в рамках всех трех форм не потребует большого привлечения ресурсов
и финансирования, так как все программы предполагают использование внутренних ресурсов
(кадровых, профессиональных) образовательных организаций, за исключением возможного
привлечения экспертов для проведения первичного обучения наставников.
3. Этапы программы
Реализация программы наставничества в МКОУ СОШ № 10 пгт. Верхние Серги включает
семь основных этапов.
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.
Реализация программы наставничества в МКОУ СОШ № 10 пгт. Верхние Серги
производится последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю
поддержку всех процессов. Внешний контур образуют сотрудники некоммерческих организаций,
средств массовой информации, участники бизнес-сообщества (корпорации, малый бизнес,
трудовые и профессиональные ассоциации), в том числе работодатели, представители
образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов,
сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители
региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации,
которые заинтересованы в реализации программ наставничества.
Внутренний контур представляют руководитель и администрация МКОУ СОШ № 10 пгт.
Верхние Серги, обучающиеся и их родители, педагоги.

4. Характеристика контингента школы
№
п/п

Показатель

Численность обучающихся, чел.
в том числе:
1.1 численность обучающихся в 1-4 классах, чел.
из них:
1.1.1 обучающихся на «4» и «5», чел.
1

Значение
Факт
Прогноз
01.09.2022
01.09.2023
310
330
114

125

45

54
2

1.1.2 входящих
в
состав
органов
ученического
самоуправления школы, чел.
1.1.3 состоящих на внутришкольном учете, чел.
1.1.4 состоящих на учете ПДН, чел.
1.2 численность обучающихся в 5-9 классах, чел.
из них:
1.2.1 обучающихся на «4» и «5», чел.
1.2.2 входящих
в
состав
органов
ученического
самоуправления школы, чел.
1.2.3 состоящих на внутришкольном учете, чел.
1.2.4 состоящих на учете ПДН, чел.
1.3 численность обучающихся в 10-11 классах, чел.
из них:
1.3.1 обучающихся на «4» и «5», чел.
1.3.2 входящих
в
состав
органов
ученического
самоуправления школы, чел.
1.3.3 состоящих на внутришкольном учете, чел.
1.3.4 состоящих на учете ПДН, чел.
2
Численность педагогических работников, чел.
в том числе:
2.1 численность педагогов с первой квалификационной
категорией, чел.
2.2 численность педагогов с высшей квалификационной
категорией, чел.
2.3 численность педагогов со стажем до 3 лет, чел.
2.4 численность педагогов со стажем свыше 30 лет, чел.
2.5 численность педагогов в возрасте до 35 лет, чел.
2.6 численность
педагогов,
входящих
в
состав
региональных ассоциаций учителей, общественных
организаций, чел.
3
Численность родителей (законных представителей)
обучающихся, принимающих активное участие в
деятельности школы
4
Иные субъекты, принимающих активное участие в
деятельности школы (указать какие)

2

4

0
0
163

0
0
170

65

70

20

20

8
4
33

0
0
35

27

33

9

10

0
0
28

0
0
28

15

15

4

4

0
13
15

0
13
15

0

0

136

145

0

0

5. План мероприятий («дорожная карта») внедрения
целевой модели наставничества
№
п/п

1

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Подготовка условий для запуска программы наставничества
Задача: информирование
о
запуске
программы
наставничества;
сбор
предварительных запросов от потенциальных наставляемых и выбор
соответствующих этим запросам аудитории для поиска наставников
3

Результат: определены
необходимые
ресурсы
(кадровые,
методические,
материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их привлечения
(внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели
наставничества
1.1

1.2

1.3

Информирование педагогического сообщества
образовательной организации о реализации
программы наставничества

Январь
2022

директор школы

Информирование родительского сообщества о
планируемой
реализации
программы
наставничества

Январь
2022

директор школы

Встреча с обучающимися образовательной
организации с информированием о реализуемой
программе наставничества

Январь
2022

директор школы

2

Формирование базы наставляемых
Задача: выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов
образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества
Результат: сформирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для
подбора кандидатов в наставники на следующем этапе

2.1

Проведение
анкетирования
среди
обучающихся/педагогов, желающих принять
участие в программе наставничества. Сбор
согласий на сбор и обработку персональных
данных от совершеннолетних участников
программы

Январь
2022

зам директора по
УВР

Сбор дополнительной информации о запросах,
наставляемых
(обучающиеся/педагоги)
от
третьих лиц: классный руководитель, родители.
Сбор согласий на сбор и обработку персональных
данных
от
законных
представителей
несовершеннолетних участников

Январь
2022

зам.директора по
ВР

2.3

Анализ полученных от наставляемых и третьих
лиц данных. Формирование базы наставляемых

Февраль
2022

зам директора по
УВР

3

Формирование базы наставников
Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников
Результат: сформированы базы наставников, которые потенциально могут
участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах
этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций

3.1

Выбор форм наставничества, реализуемых в
рамках текущей программы наставничества

Январь –
февраль
2022

зам директора по
УВР

3.2

Оценка участников-наставляемых по заданным
параметрам, необходимым для будущего
сравнения и мониторинга влияния программ на
всех участников

Апрель
2022

зам директора по
УВР

2.2

4

Проведение анкетирования среди потенциальных
наставников, желающих принять участие в
программе наставничества. Сбор согласий на сбор
и обработку персональных данных

Март
2022

зам директора по
УВР

3.4

Анализ заполненных анкет потенциальных
наставников и сопоставление данных с анкетами
наставляемых. Формирование базы наставников

Март апрель
2022

зам директора по
УВР

4

Отбор и обучение наставников
Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников,
подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми
Результат: сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для
конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной
организации

4.1

Оценка участников-наставников по заданным
параметрам, необходимым для будущего
сравнения и мониторинга влияния программ на
всех участников

Апрель
2022

зам директора по
УВР

4.2

Проведение собеседования с наставниками (в
некоторых случаях с привлечением психолога)

Апрель
2022

зам директора по
УВР

4.3

Обучение наставников

Март-апрель
2022

Методический
кабинет

5

Формирование наставнических пар или групп
Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из наставника
и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям
Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить
работу в рамках программы

5.1

Организация групповой встречи наставников и
наставляемых

Сентябрь
2022

зам директора по
УВР

5.2

Проведение
анкетирования
на
предмет
предпочитаемого
наставника/наставляемого
после завершения групповой встречи

Октябрь
2022

зам директора по
УВР

5.3

Анализ анкет групповой встречи и соединение
наставников и наставляемых в пары

Ноябрь
2022

зам директора по
УВР

5.4

Информирование участников о сложившихся
парах/группах.
Закрепление
пар/групп
распоряжением руководителя образовательной
организации

Декабрь
2022

зам директора по
УВР

3.3

6

Организация работы наставнических пар или групп
Цель:
Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической
паре или группе
Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до
логического завершения, реализована цель программы наставничества для
конкретной наставнической пары или группы
5

6.1

Проведение первой, организационной, встречи
наставника и наставляемого

Январь
2023

зам директора по
УВР

6.2

Проведение второй, пробной рабочей, встречи
наставника и наставляемого

Январь
2023

зам директора по
УВР

6.3

Проведение встречи-планирования рабочего
процесса в рамках программы наставничества с
наставником и наставляемым

Февраль
2023

зам директора по
УВР

6.4

Регулярные встречи наставника и наставляемого

Февраль-май
2023

зам директора по
УВР

6.5

Сроки сбора обратной связи от участников Февраль-май
2023
программы наставничества

зам директора по
УВР

6.6

Проведение заключительной встречи наставника
и наставляемого

Май
2023

зам директора по
УВР

6.7

Проведение групповой заключительной встречи
всех пар и групп наставников и наставляемых

Май
2023

зам директора по
УВР

6.8

Анкетирование
участников.
Проведение
мониторинга
личной
удовлетворенности
участием в программе наставничества

Май
2023

зам директора по
УВР

7

Завершение наставничества
Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам
наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов,
потенциальных компаний-партнеров
Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в
целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого
публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения
лучших наставников.
Результат: достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие
наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности
образовательных организаций, запущен процесс пополнения базы наставников и
наставляемых

7.1

Приглашение на торжественное мероприятие
всех участников программы наставничества, их
родных, представителей организаций-партнеров,
представителей администрации муниципалитета,
представителей
иных
образовательных
организаций и некоммерческих организаций

Июнь
2023

зам директора по
УВР

7.2

Проведение торжественного мероприятия для
подведения итогов программы наставничества и
награждения лучших наставников

Июнь
2023

зам директора по
УВР

7.3

Проведение мониторинга качества реализации
программы наставничества

Сентябрь
2023

зам директора по
УВР

7.4

Оценка участников по заданным параметрам,
проведение второго, заключающего этапа

Сентябрь
2023

зам директора по
УВР
6

мониторинга
участников

влияния

программ

на

всех

Публикация
результатов
программы
наставничества, лучших наставников на сайтах
образовательной организации и организацийпартнеров

Ноябрь
2023

зам директора по
УВР

7.7

Внесение данных об итогах реализации
программы наставничества в базу наставников и
базу наставляемых

Ноябрь
2023

зам директора по
УВР

7.8

Формирование долгосрочной базы наставников

Декабрь
2023

зам директора по
УВР

7.5

5. Перспективные результаты внедрения целевой модели наставничества
Внедрение модели наставничества и систематическая реализация мероприятий
обеспечит:
улучшение показателей школы в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах;
подготовку обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержку формирования и реализации индивидуальной образовательной
траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров;
привлечение общественности, региональных предприятий и организаций к участию
в реализации программ наставничества.
В результате реализации программам наставничества обеспечен охват данными
программами:
1) обучающихся:
не менее 10% в 2021 году;
не менее 20% в 2022 году;
не менее 30% в 2023 году;
не менее 50% в 2024 году;
не менее 70% в 2025 году;
2) педагогических работников:
не менее 10% в 2021 году;
не менее 20% в 2022 году;
не менее 30% в 2023 году;
не менее 50% в 2024 году;
не менее 70% в 2025 году.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».